С 1 июня этого года наш сайт research&trends переходит на новую бизнес-модель. В чем суть изменений догадаться нетрудно. Впрочем, платить не обязательно. Будет как в известном анекдоте про народного комдива: «В.И., а что мне будет, если я этого не сделаю? – А ничего, Петька, тебе не будет. Ни коня тебе не будет, ни шашки».
Модель, на которую мы хотим перейти, сочетает элементы крайдфандинга и традиционной для СМИ подписки. Суть ее такова.
Читатели сами создают тематический план, голосуя рублем за те или иные разделы. Дальше – просто: «сколько пива, столько песен». Все совершенно прозрачно: после завершения подписной кампании редакция публикует результаты в виде таблицы: против каждой темы – величина собранных под нее средств. Их величина определяет число статей, которые должна написать редакция в течение отчетного периода по данной теме. По завершении отчетного периода редакция публикует отчет. Таким образом, подписчики оказываются своего рода акционерами.
Как легко видеть, тут есть элементы и краудфандинга, и подписки. Каждый платит, сколько хочет, и определяет, за что он платит, и в то же время редакция несет вполне определенные обязательства.
Теперь о деталях в форме ответов на вопросы.
Тематика материалов, о которой шла речь, определяется тегами. Поскольку сайт существует уже не один год, каждый может легко посмотреть, кликнув по интересующему его тэгу, на какого рода материалы он может рассчитывать. Впрочем, число «подписных» тэгов мы уменьшили (см. ниже) – исключительно для удобства пользователей. Заметим в скобках, что облако тэгов, которое вы сейчас видите, сформировано после проведения редизайна в июле 2013 года и не все материалы еще разнесены по новым тэгам (они в конце таблицы, ниже «Документов»).
Можно ли дополнять список своими темами. Можно. Но это будет лишь предложение, которое мы обязательно рассмотрим, но каким будет решение сейчас сказать трудно.
Сумма, которую могут заплатить подписчики, определяется ими самими и более никем. С нашей стороны лишь пожелание, чтобы она была кратна 500 рублей для удобства расчетов.
Разнесение бюджета по статьям (деньги и темы). Это сделает редакция, учтя пожелания подписчика. Он может расставить эти акценты в письме.
Нормативы. Опыт показывает, что средняя (очень средняя!) стоимость статьи составляет 3 тыс. рублей, причем, она может колебаться в диапазоне от 1,5 тысяч рублей (например, такая) до 10 тысяч и даже выше за обзоры (например, такие). В эти суммы, конечно, входят и налоги, и накладные, и прибыль. В отчете мы будем «разносить» полученные суммы по отдельным статьям, указывая их конкретно.
Сроки подписной кампании. Мы будем подводить итоги два раза в год: 1 июня и 1 декабря каждого года и публиковать итоги.
Юридическая сторона вопроса. Платить можно и как физическое лицо, и как юридическое. Физлица могут сделать перевод, воспользовавшись соответствующей формой, разработанной в Яндекс.Деньги. Одновременно надо будет отправить нам письмо, в котором указать свои контакты (для уточнения деталей, если это будет необходимо), сумму и темы (тэги). С точки зрения статуса платежа проще всего использовать «благотворительный» - на развитие сайта research&trends. Главное – указать в поле перевода свое имя, чтобы можно было, получив письмо, видеть на какие темы вы подписались. Если этого не будет сделано, тематическое распределение редакция сделает самостоятельно.
Перевод будет сделан на Яндекс-кошелек Дмитрия Фролова, он и ответит за все, как отвечал, впрочем, до сих пор. Ответственность будет неформальной, но от этого не менее, а даже более жесткой (мир-то маленький). В сущности, этот вид перевода в точности соответствует краудфандинговой модели а-ля Planeta.ru с той лишь разницей, что подписчик обозначает свои предпочтения и может рассчитывать на их реализацию, а не просто получает кружку с автографом и «ощущение сопричастности».
Юрлица могут сделать безналичный перевод компании Content Research, которой принадлежит R&T. Для этого надо сначала отправить письмо, воспользовавшись той же формой (ниже), в котором сообщить о своем намерении подписаться. Далее, мы спишемся и оформим необходимую документацию в соответствии с требованиями вашей бухгалтерии (они у всех разные, но мы подстроимся). Все условия по выбору желаемых тем сохраняются.
Что будет, если подписчиков не будет? Тогда не будет и статей. Может быть, сайт будет закрыт, хотя вряд ли. Мы сохраняем за собой право публиковать на нем статьи по своему выбору с той частотой, которая будет для нас оптимальна.
Будут ли закрыты материалы сайта в результате этих нововведений? Нет. Но подписчики получат преференции: они смогут влиять на тематику статей (остальным придется «есть, что дают»). Могут быть и другие преимущества.
Какими они могут быть? Юрлица, т.е. компании, заплатившие свыше 80 тыс. рублей, смогут воспользоваться также рекламной программой. Ее детали будут обсуждаться индивидуально. Кроме того, весьма вероятно, что после консультаций с подписчиками будет введена система «информационной поддержки», когда подписчики смогут обратиться в редакцию за той или иной информацией, которая будет предоставляться бесплатно - в рамках программы инфоподдержки. Это может касаться также и физлиц. Все детали будут обсуждаться индивидуально.
Каков должен быть бюджет для полноценной работы редакции? По нашим оценкам он составляет около 1,5 млн рублей в год. Если будет собрано меньше – значит работа будет проходить по сокращенному режиму. В любом случае все получат то, на что подписывались, т.е. за что платили.
Как подписаться?
Написать нам можно, воспользовавшись разделом «напишите нам».
Форма для перевода денег для физлиц ниже. Делайте ваши ставки!
Темы (тэги) приведены в таблице. Вы можете скопировать ее в файл и приложить к письму. Там же вы можете – если хотите - также указать суммы по отдельным темам.
Здесь мы приведем лишь основные темы (ими можно и ограничиться - дело добровольное)
Основные: новости, исследования, тренд-лента, рынки
Дополнительные: компании, методики, менеджмент, документы, карьера, поведение людей, индикаторы, макроэкономика, технологии, маркетинг, диджитал, реклама, брендинг
При желании видеть информацию о рынках - называйте в качестве тэга (темы) свою отрасль.