По оценке компании Antal Russia, в 2010 году обороты рекрутингового бизнеса выросли на 20 – 50% по сравнению с кризисным 2009 годом. В наступающем 2011 году рост будет еще более стремительным: клиенты начали увеличивать штат, а уровень предлагаемых зарплат, как ожидается, впервые превысит показатели 2008 года. Самые высокие темпы развития ожидают кадровый фонд B2B-сектора и крупных иностранных компаний, которые рискуют развивать бизнес в России. Крупные FMCG-компании докризисных темпов найма пока не достигли, а мелкому и среднему бизнесу набирать кадры помешают новые налоговые ставки.
Генеральный директор кадровой компании Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен полагает, что в 2011 году бизнес его клиентов увеличится на 5-40%, по сравнению с текущим годом. Это означает, что вырастет и спрос на сотрудников, и размер зарплат. Динамичнее всех будет расти спрос со стороны крупных компаний, а также B2B-сектора.
Так, большое количество слияний и поглощений, произошедших за время кризиса, вызвало спрос на IT-директоров. Они будут заняты интеграцией бизнесов. Как утверждают в Antal Russia, больше шансов найти работу будет и у менеджеров по внутренним коммуникациям, управляющих информационными потоками внутри крупных корпораций.
15% рост зарплат ожидается и в сфере маркетинга, особенно у набирающих популярность специалистов по продвижению в интернете. Ранее B2B-компании не слишком жаловали эту специальность, однако и здесь ситуация начинает меняться.
Параллельно с маркетологами, B2B-сектор будет искать сейлз-менеджеров, способных развивать новые направления. Уже сейчас спрос на менеджеров по продажам находится на стабильно высоком уровне, и, скорее всего, он будет расти до середины 2011 года.
Сейлз-специалисты нужны розничным и корпоративным банкам. Основной задачей корпоративных стало привлечение клиентов и развитие бизнеса, поэтому у хороших «клиентщиков» зарплаты там уже превышают докризисный уровень.
Не столь радужная картина, как в B2B-сегменте, наблюдается в В2С. Например, активность подбора менеджеров по продажам в FMCG-компаниях все еще далека от показателей двух – трехлетней давности. Но оживление все же наблюдается: наибольшее количество вакансий отмечается в компаниях среднего бизнеса, которые оказались достаточно гибки и сумели найти новые ниши для развития.
В то же время, среднему и мелкому бизнесу прежде, чем думать о росте штата, придется подумать о повышении страховых взносов до 34% с 1 января 2011. Новая налоговая ставка затронет их в первую очередь, так в небольших компаниях, особенно из интеллектуальной сферы, расходы на зарплаты составляют 50-70%. В корпорациях эта цифра не превышает 10% от общих расходов. Так что средним и мелким компаниям придется либо сокращать кадры, либо возвращаться к серым схемам, чтобы адаптироваться к налогу. Второй вариант уже косвенно показал свою эффективность - сборы НДФЛ за первое полугодие 2010 года уже снизились с 4,2 до 3,8%, по сравнению с первым полугодием 2009 года.