Компания КОМКОН начала тестирование новой формы анкеты исследования TGI-Russia. Если раньше респондентам отдавалась для самозаполнения бумажная анкета объемом более 100 страниц, то в будущем им может быть предоставлен выбор – заполнять ее в бумажном или электронном виде. «Бумажные носители постепенно отмирают, людям все труднее писать от руки (см. также «Собери пазл» - R&T), - сказала Людмила Яикова, руководитель проектов КОМКОН в своем докладе на конференции «Жизнь после кризиса: разморозка рынков и точки роста», проведенной КОМКОН 14 апреля 2010 г. У электронной анкеты есть и другие преимущества, например, возможность включения интерактивных элементов, возможность пропуска некоторых вопросов, не актуальных для данного респондента и др.
Впрочем, решение о запуске электронных анкет еще не принято. Пока в КОМКОНе сотрудники провели проверку инновации «на себе" и узнали много нового.
«Анкета нас сплотила, - написал 25 марта в корпоративном блоге в ЖЖ один из сотрудников компании под ником «Охотник за трендами». - Эмоциональный накал был невероятный. Пироги, купленные для поддержания моральных сил заполняющих, так и остались несъеденными – было не до них. Кто-то восклицал: «Теперь я, наконец, понимаю, куда исчезает моя зарплата в магазине!». Кто-то заполнял анкету дома, чтобы советоваться с «основным покупателем» об объемах закупок мяса и тратах на коммунальные услуги. Кто-то возмущенно вопрошал: «Кто вообще придумал этот вопрос, я ничего не понимаю!?», но у автора уже были наготове весомые аргументы в ответ…».
Несмотря на очевидные преимущества, новая идея вызвала живую реакцию среди присутствовавших на конференции представителей заказчиков. Вопросы из зала касались как возможного смещения получаемых данных из-за изменения формы представления анкеты, так и метода формирования выборки. «Меня интересовала возможность совмещения квартирного опроса с онлайн панелью, - говорит один из присутствовавших на конференции банковский аналитик. – Это с одной стороны могло бы снизить стоимость исследования, а с другой - позволило бы включить в выборку труднодоступные группы (например, молодежь или более обеспеченных респондентов), к тому же и в том и в другом случае сохраняется возможность визуального представления данных (например, логотипа или элементов рекламы). Но поскольку КОМКОН сохраняет принцип квартирного отбора респондентов как для интервью face-to-face, то принципиального различия в методиках я не вижу».
Исследователи понимают сложности введения инноваций «in vivo». По словам Яиковой электронная анкета будет предлагаться к заполнению только после тщательного тестирования реальными респондентами в рамках пилотного проекта. При этом, специалисты КОМКОН выделили вопрос преемственности трендов как приоритетный.