Формируется кластер рекламодателей, предпочитающих тематические ТВ-каналы другим медиа
Мы привыкли считать интернет единственным растущим в условиях кризиса сектором рекламной индустрии. Однако это не так. По прогнозам АЦВИ, реклама на неэфирных телеканалах к концу 2009 г. вырастет на 15% по отношению к аналогичному периоду 2008 г. Для сравнения, по расчетам АКАР, интернет показывает пока рост в 6%, а учетом контекстной рекламы эта цифра может увеличиться до 9 – 12%. АКАР планирует в своих квартальных отчетах учитывать неэфирные каналы отдельной строкой, выделив из раздела new media.
Конечно, рост на 15% - это немного по сравнению, скажем, с 2007 годом, когда реклама на неэфирных каналах росла в разы, но на фоне падающего на десятки процентов рекламного рынка и такие цифры впечатляют. Да и к новичкам, для которых характерны высокие темпы роста, тематическое ТВ уже не отнесешь – его сигнал, по данным TNS Россия, могут принимать более 90% жителей Ярославля и Уфы, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге. В регионах вообще любят «кабель». По данным КОМКОН среди имеющих дома кабельное, спутниковое ТВ, доля смотрящих выше всего в небольших городах численностью менее 500 тыс. чел. Возможно, это связано с относительно низкой абонентской платой, предполагают исследователи.
По словам Дмитрия Колесова, директора по развитию TNS Россия, в мае-июле 2008 г. 45% россиян, проживающих в городах с населением от 100 тыс. жителей, принимали хотя бы один специализированный канал, а в 2009 этот показатель увеличился до 50-53%. При этом суммарная аудитория специализированных телеканалов по сравнению с сезоном 2007-2008 г. в сезоне 2008-2009 г. выросла на 1 п.п., составив 10,2 населения России.
Суммарная доля аудитории специализированных каналов
Источник: TNS Россия
Аудитория растет, но число рекламодателей растет быстрее. По данным мониторинга рекламы ТNS Media Intelligence, с апреля по октябрь 2009 г. количество компаний, размещающих рекламу на нишевых телеканалах возросло с 49 до 86. Они представлены как игроками, входящими в топ-10 рекламодателей эфирного ТВ, так и теми, кто не входит в первую сотню или вовсе находится «вне закона» эфирного ТВ, как например, производители алкоголя.
При этом формируется целый кластер рекламодателей, которые предпочитают размещаться именно на тематических телеканалах, а другим медиа выделяют значительно меньший бюджет. Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям АЦВИ объясняет рост внимания рекламодателей к неэфирному ТВ естественным стремлением к максимально таргетированной аудитории и не менее естественным желанием провести ТВ кампанию с меньшим бюджетом. «Однако не стоит забывать, что хотя реклама на тематических телеканалах сегодня уже не на старте своего роста, но ее объем пока составляет всего 1,5 млрд. руб», - добавляет Веселов. Примерный рост рынка в 2010 г. ,по прогнозам эксперта, может составить от 10 до 20%, с оговоркой на прочие равные условия.
Доля бюджетов ТОП-20 рекламодателей нишевых телеканалов в других СМИ
Источник: АЦВИ
Телесмотрение неэфирного ТВ в российских городах