Research&trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора?
Андрей Кротков: Да. Заметно возрос спрос на услуги технических аудитов и FM-консалтинга. А вот капитальные ремонты и модернизации, требующие значительных инвестиционных вложений, существенно сократились.
R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке?
Андрей Кротков: Маркетинговая активность определяется стратегическими целями компании. Скажем, наша маркетинговая активность растёт, несмотря на кризис. Мы не сократили, а наоборот, увеличили на 12% бюджет по отношению к предыдущему году. Причём, почти вдвое выросли расходы на events-мероприятия. Конечно, мы следим и за действием других игроков нашего рынка. Скажем, компания RD-Management также повысила свою маркетинговую активность. Являясь подразделением девелоперского холдинга и специализируясь на обслуживании собственных активов, компания стремится выйти в другой сегмент - самостоятельных управляющих компаний. Это связано с общим снижением девелоперской активности на рынке.
Мы подобный путь прошли в начале 2000-х. Сейчас стремимся в регионы и в сегмент МегаМоллов (ТРЦ площадью свыше 100 тыс. кв. м). Другие конкуренты сохраняют свою маркетинговую активность в прежних объемах и просто обозначают свое присутствие на рынке. Должен отметить, что в FM-управлении больше контрактов приносят не маркетинговые мероприятия, а репутация и опыт. Причём, сарафанное радио клиентов значительно эффективнее многих инструментов продвижения.
R&T: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие?
Андрей Кротков: Нельзя назвать это новыми технологиями, но появился крен в сторону увеличения проектов с периодическим (по графику) выездным сервисным обслуживанием и аварийным реагированием силами мобильных бригад, т.е. наметился отказ от постоянного присутствия персонала FM-операторов на объектах. Продолжает развиваться тенденция перехода на удаленный мониторинг параметров работы оборудования средствами диспетчеризации. Параллельно, всё больше внимания уделяется программной автоматизации в самой организации управления эксплуатацией, а клиенты уже не могут представить свою жизнь без личных кабинетов для онлайн подачи заявок, контроля статуса их выполнения, в т.ч. и с мобильных устройств.
R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках?
Андрей Кротков: Да, что-то подобное почувствовали со стороны строительных компаний в тендерах по бюджетным (224 ФЗ) объектам. В связи с сокращением спроса на свои услуги они всё чаще пытаются остаться в проектах в качестве эксплуатирующих организаций.
R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
Андрей Кротков: Новых сильных игроков не появилось точно. Скорее, можно говорить о перераспределении портфелей контрактов. У кого-то объемы уменьшились, у кого-то – увеличились. Zeppelin, например, третий год подряд продолжает активный рост. В 2014 г. наши операционные показатели выросли вдвое, а за 2015 г – ещё на 80%.
R&T: Изменилась ли концентрация вашего рынка?
Андрей Кротков: В Центральном регионе спрос на услуги внешних FM-операторов, несмотря на кризис, неуклонно растёт. Причём, продолжается эволюция собственников недвижимости. Это, например, проявляется в том, что всё меньше остаётся владельцев объектов, доверивших все свои активы «в одни руки». А вот остальные регионы пока замыкаются в себе и больше ориентируются на inhouse, не доверяя аутсорсингу.
R&T: Изменился ли характер конкуренции за последнее время?
Андрей Кротков: Из инфраструктурных сервисов больше всего усилилась конкуренция на рынке услуг клининга, где крупные компании заняли агрессивную позицию. За счет больших оборотов они могут предлагать клиентам скидки и бонусные программы, не чураясь прямого демпинга.
R&T: Изменилось ли поведение потребителей?
Андрей Кротков: У заказчиков появилась хорошая возможность ссылаться на кризис, аргументируя ожиданием более низкой стоимости. Причём, даже при понимании, что затраты далее снижать можно только во вред качеству и в ущерб состоянию инфраструктуры. «Цена решает все» - сейчас это уже практически слоган. Так, по действующим проектам прошла волна тотального пересчёта стоимости услуг и поиска источников оптимизации эксплуатационных бюджетов. Параллельно клиенты ужесточают параметры KPI, применяемые ими для контроля и оценки качества услуг, а также развивают системы штрафов. Это очень дисциплинирует управляющие компании и стимулирует их к совершенствованию своих бизнес-процессов.
R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже?
Андрей Кротков: Считаю, что он стал выше. Потенциальные потребители «научились» лучше разбираться в FM-услугах и уже чётко понимают, что им нужно. Это хорошо видно на примере всё более качественных и полных технических заданий, а также совершенствующихся год от года тендерных процедурах заказчиков. Они стали более тщательно оценивать не только стоимостные показатели коммерческих предложений управляющих компаний, но и их опыт на рынке, т.е. объекты, находящиеся в управлении, отлаженность бизнес-процессов, наличие внутренних регламентов и стандарты, стабильность развития и репутацию компании. Таким образом, сегодня новичку без хорошего портфолио, практически, невозможно получить серьёзный контракт.
R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?
Андрей Кротков: Таким событием я назвал бы ухудшение отношений с Турцией – по своим последствиям это очень серьёзный удар по отрасли в целом. Для ретейлеров, а следом и для их арендодателей, наступают ещё более беспросветные времена. Такого глобального «импортозамещения» рынок коммерческой недвижимости может и не осилить. А трудности и проблемы владельцев недвижимости (не важно, офисной или торговой), немедленно бумерангом ударят по поставщикам FM-услуг.
R&T: Каких важных событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в текущем году, но они не случились?
Андрей Кротков: Ещё в 2015 году мы ожидали выход на свой рынок большого количества непрофильных активов банков – объектов коммерческой недвижимости, полученных ими за долги. Но пока это не стало массовым явлением. А ещё ждали «дна» и последующего роста. К сожалению, дна пока не достигли…
Справка о компании. Zeppelin – российская компания, один из ведущих игроков рынка facility management, наряду с такими международными брендами как Jones Lang LaSalle, Bilfinger HSG, Sawatzky и Nai Becar. С 2003 года FM-оператор предоставляет широкий спектр услуг по комплексному управлению объектами недвижимости, включающий в себя инфраструктурный менеджмент, тех. обслуживание и эксплуатацию инженерных систем, клининг, мобильные сервисы, технический аудит и эксплуатационный консалтинг.
Источник: данные компании