Research&Trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора? Если да, то, как именно?
Михаил Смущенко, генеральный директор: За последние полтора года кардинальных изменений в нашей отрасли не произошло. Кризис повлиял в первую очередь на процесс заключения сделок. Так, например, некоторые клиенты отложили реализацию проектов и закупку строительных материалов на неопределенный срок из-за нестабильности курса валюты.
Оксана Смущенко, финансовый директор: Если говорить о распределении спроса между сегментами, то здесь все достаточно стабильно. Клиенты премиум-класса как покупали дорогой и качественный материал, так и продолжают это делать. Правда, теперь они чаще обращают внимание на чуть более экономичные позиции внутри сегмента.
R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке?
Михаил Смущенко: Нет, основные методы по привлечению и удержанию клиентов все те же. Мы, например, как и два года назад предлагаем специальные цены в зависимости от особенностей проекта, предоставляем полезные бонусы и т.п.
Оксана Смущенко: Мы увеличили бюджет на рекламу и онлайн-продвижение, что позволило повысить доходы компании примерно на 15%. Поэтому к основным китам нашей маркетинговой стратегии добавилась еще и работа в Интернет.
R&T: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие?
Оксана Смущенко: Появились два основных продукта, которые сейчас влияют на рынок напольных покрытий - это мармолеум (натуральный линолеум) и плитка LVT.
Последняя, вполне может потеснить ламинат, так как находится в той же ценовой категории, не уступает в удобстве при укладке, но при этом обладает высокой износостойкостью и влагостойкостью.
Мармолеум, конечно, назвать его новинкой сложно, он появился еще 150 лет назад, и был предшественником линолеума ПВХ. Мармолеум – это полностью натуральное покрытие. В советские годы он был вытеснен более дешевым ПВХ-аналогом, и вот сейчас вновь возвращается на рынок.
Михаил Смущенко: Новая волна популярности мармолеума связана с увеличением спроса на экологичные, натуральные покрытия. Клиенты все больше думают не только об экономии, но и о качестве, влиянии на здоровье и окружающую среду.
В полной мере заменить линолеум ПВХ вряд ли удастся, так как мармолеум – это продукт премиум–класса, но на постепенное увеличение доли рынка он может рассчитывать.
R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках?
Оксана Смущенко: Мы работаем, преимущественно, с европейскими производителями в премиум-сегменте и давления со стороны конкурентов практически не ощущаем. Вместе с тем в последнее время усиливают активность производители и дистрибьюторы напольных покрытий из Азии, в частности из Китая. Они значительно влияют на распределение сил в эконом-сегменте, так как по качеству иногда превосходят российские товары. При этом китайские производители уступают европейским заводам, что не позволяет им работать в премиум-классе.
R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Изменилась ли концентрация вашего рынка?
Михаил Смущенко: К сожалению или к счастью, но за последние полтора-два года на рынке Петербурга не только не появилось новых игроков, его покинули некоторые действующие участники. В этом есть свои плюсы. Рынок все чаще покидают условно «слабые» компании, что открывает новые возможности для тех, кто сильнее.
Оксана Смущенко: Что касается Москвы, то здесь ситуация несколько иная. Некоторые дистрибьюторы приостановили работу, но при этом появились и новые игроки. На такую расстановку сил, на наш взгляд, оказал кризис.
R&T: Изменился ли характер конкуренции за последнее время?
Оксана Смущенко: Нет, не изменился. Раньше нам даже чаще приходилось бороться за проекты. Сейчас действующие игроки рынка все больше специализировались. Каждый из них нашел свой рынок сбыта и работает непосредственно с ним.
R&T: Изменилось ли поведение потребителей? Если да, то как именно?
Михаил Смущенко: Потребители в целом стали осторожнее. Так как стоимость наших товаров напрямую зависит от курса валюты, клиенты очень остро реагируют на любые колебания евро.
Оксана Смущенко: Например, когда в августе 2014 года курс резко начал расти, проекты часто «замораживали». Все ждали, что рубль будет укрепляться. А если так, то зачем переплачивать?
Михаил Смущенко: Затем перед Новым годом прошел слух, что 2015 год начнется с резкого скачка валюты. Тогда поток клиентов наоборот увеличился. Сейчас все относительно стабильно, но любые изменения на валютном рынке заставляют наших клиентов волноваться.
R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже?
Оксана Смущенко: Это во многом зависит от уровня амбиций. Для компаний, которые занимаются перекупкой и перепродажей покрытий у официальных дистрибьюторов, барьер стал ниже. Небольшие компании могут позволить себе работу с различными сегментами и нишами.
Михаил Смущенко: При этом попасть в «большую игру» достаточно сложно. Европейские производители все же предпочитают работать с теми, кого знают, с дистрибьюторами, имеющими сложившуюся репутацию и богатый опыт.
R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?
Михаил Смущенко: Для нашей отрасли важным событием последнего года стал выпуск нового продукта дизайн-плитки LVT с усиленным защитным слоем из чистого ПВХ – 0,8 мм. Покрытие появилось осенью прошлого года, но уже сейчас ясно, что оно способно "всколыхнуть отрасль". Помимо дизайнов «под дерево», «под металл» и «под бетон», которые очень любят клиенты, плитка обладает самой высокой на российском рынке износостойкостью, влагостойкостью, антистатическими свойствами. Это позволяет создавать необычные интерьеры там, где ранее это было невозможно. Например, в крупных торговых центрах с высокой проходимостью.
R&T: Каких важных событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в текущем году, но они не случились?
Оксана Смущенко: Мы, естественно, надеялись на снижение курса валют. Из-за роста евро многие проекты, которые мы рассчитывали завершить в последнее время, были «заморожены» заказчиками. Нельзя сказать, что мы всерьез рассчитывали на резкое укрепление рубля, но это облегчило бы нашу работу.
Справка о компании: Торгово-строительная компания «Гельстер» (ТСК «Гельстер») – поставщик напольных покрытий. Компания напрямую работает с крупнейшими европейскими заводами-производителями и обладает разветвленной дилерской сетью по России. Основана в 2007 году Михаилом и Оксаной Смущенко. Головной офис компании находится в г. Санкт-Петербург.