Research&Trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора? Если да, то, как именно?
Наталья Терехова: Да, изменилась. В основном это связано с кризисом и уменьшением покупательской способности. Колготок стали покупать меньше, спрос сместился в сторону менее дорогих марок или моделей.
R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке? Если да, то как именно?
Наталья Терехова: Большинство игроков уменьшили рекламные бюджеты, и если в 2009-2011 годах рекламные бюджеты крупных брендов составляли от €3 млн (Omsa, Filodoro, Sisi) до €10 млн (Calzedonia), то в 2015 году некоторые компании и вовсе отказались от прямой рекламы, перенаправив бюджеты на трейд-маркетинг.
R&T: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие? Если да, то какие?
Наталья Терехова: Отрасль постоянно развивается. Появились, например, технологии, позволяющие делать бесшовные колготки (без шва на торсе), колготки выдерживающие большее количество носок, чем обычные. Но вытеснить в ближайшее время обычные модели у них вряд ли получится, в связи с более высокой себестоимостью и необходимостью переоборудовать производство, хотя какую-то долю рынка они безусловно займут.
R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках? Если да, то со стороны каких отраслей?
Наталья Терехова: В основном мы ощущаем давление со стороны крупного ретейла (и думаю, что не только мы), они диктуют условия, цены и в большинстве случаев мы вынуждены это учитывать.
R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
Наталья Терехова: Новые игроки появляются постоянно. Рынок чулочно-носочных изделий достаточно привлекателен, до кризиса он развивался с хорошей динамикой (5-8% в год). Так что, новые игроки есть, и среди них есть несколько действительно сильных, правда, все они появились до 2014 года.
R&T: Изменилась ли концентрация вашего рынка? Если да, то чем это можно объяснить?
Наталья Терехова: Концентрация рынка, практически не изменилась. Доли крупных компаний достаточно стабильны. В связи с кризисом с рынка уходят слабые игроки, их доли перераспределяются между более сильными брендами, что не меняет соотношение между ними. В то же время, несмотря на кризис, даже в 2014-2015 году появлялись новые производства (например, наше). Правда говорить об их влиянии на рынок пока рано.
R&T: Изменился ли характер конкуренции за последнее время?
Наталья Терехова: Она стала жестче и стала в большей степени ценовой.
R&T: Изменилось ли поведение потребителей? Если да, то как именно?
Наталья Терехова: Да, поведение потребителей тоже меняется. Они стали более экономно подходить к покупкам нашего ассортимента. Более того, если 2-3 года назад зашивать колготки было не принято, то сейчас многие спокойно признаются в том, что предпочитают зашить колготки, чем покупать новые. Ну и, конечно, спрос смещается в сторону более дешевых марок и моделей.
R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже? Если да, то каковы причины?
Наталья Терехова: Барьер стал выше, безусловно. Основная причина – кризис. Импорт стал дороже, но даже если речь идет о собственном производстве, то оборудование и сырье все равно импортное.
R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?
Наталья Терехова: Не столько событие, сколько явление – снижение доли импорта в общей структуре рынка. Благодаря этому появились возможности для развития отечественного производства.
R&T: Каких важных событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в текущем году, но они не случились? Почему, как Вы думаете?
Наталья Терехова: Мы ждали, что будет принято решение об обязательной доле отечественных промтоваров в ассортименте магазинов, но этого не случилось. Скорее всего, потому что во многих отраслях российское производство еще не готово заменить импорт в сколько-нибудь серьезном объеме.
Приложение. Российский рынок чулочно-носочных изделий
Емкость чулочно-носочного рынка в докризисный период доходила до 550 млн пар в год (около 40 млрд рублей), из них российское производство только 10%, остальное импорт из Китая, Италии, Польши, Сербии и пр.
В 2015 году объем рынка снизился до 400 млн пар, при том, что доля российского производства составила лишь 12%-13%.
Лидеры рынка по размеру занимаемой доле: концерн Golden Lady, Италия (Omsa, Sisi, Filodoro, Philippe Matignon), Conte Spa, Беларусь (Conte), Италком (Incanto, Innamore), Calzedonia. Их совокупная доля составляет около 80% рынка.
Источник: «Стилма»
Справка о бренде Orodoro
Марка Orodoro была создана в 2014 году компанией "Стилма" и выпускается ею в России на собственной фабрике (Ногинский район Подмосковья), В 2015 году объем производства составил около 6 млн. изделий, в 2016-м планируется выпустить 9 млн изделий, в 2017-м – выйти на уровень 18-20 млн.
Колготки Orodoro продаются в 40 крупных городах и областях России: Москве и Московской области, Екатеринбурге, Красноярском крае, Самарской области, в Чите, Омске, Иркутске, Новосибирске, Краснодарском крае, в Перми, на Урале, в Волгограде, на Дальнем Востоке и т.д. В том числе в крупных сетях: гипермаркетах «Глобус», «Перекресток», и сети магазинов белья «Дефиле», «Бюстье», «ЦентрОбувь», в интернет-магазине Wildberries
По собственным данным компании "Стилма", ее доля рынка составляет 1% -1, 5%.