Барак Обама был избран президентом США ровно год назад, 3 ноября 2008 г. Тогда бренд США занимал 7 место в рейтинге «Имидж бренда страны», основанном на ежегодном исследовании Anholt - GfK Roper Brands Index . В 2009 г. страна, ставшая по общему мнению причиной глобального экономического кризиса, стала рекордсменом рейтинга, перепрыгнув сразу через семь ступенек и поднявшись на его вершину. Похоже, грамотную мировую PR-политику американского президента можно отнести к одному из итогов его годового правления.
Исследование «Имидж бренда страны» (NBI) построено на оценке жителями 20 крупнейших развитых стран каждой из 50 стран мира по следующим параметрам: экспорт, правительство, культура, люди, туризм и иммиграция/инвестиции. Под экспортом понимается качество товаров и услуг конкретной страны и их международная востребованность, правительство респонденты оценивают с точки зрения уровня честности и компетенции, культуру - в призме восприятия фильмов, музыки, живописи, спорта и литературы, суждение о людях выносится на основе их образованности, открытости, дружелюбия и других качеств, туризм измеряет степень интереса к посещению достопримечательностей, инвестиции и иммиграция отражают привлекательность страны для проживания, учебы и работы в ней.
В этом году, по словам исследователей, также были включены вопросы по влиянию мирового экономического кризиса на мнение и восприятие респондентов относительно исследуемых стран. Ответы на них вошли в итоговый рейтинг, однако детализация пока не раскрывается.
Важнейшим отличием результатов рейтинга 2009 года от предыдущего стал рывок США, поднявшихся с седьмого места на первое, свергнув при этом с пьедестала мировой любви Германию. Секрет бренда лидера мировой экономики можно раскрыть, если взглянуть на данные NBI прошлого года.
Оценка жителями разных стран администрации Буша была удручающе низкой. Например, в России по этому параметру США ставили на 26 место из 50, Китае – 44, Германии – 27. Индийцы выражали большую лояльность, но и тут выше 8 места не получилось. При этом по другим параметрам респонденты оценивали США достаточно высоко, ее место в рейтинге, не будь там вопросов о правительстве, было бы на уровне пятерки. Очевидно, что именно изменение отношения жителей разных стран к правительству США смогло значительно улучшить ситуацию.
"Примечательно, что за все годы, в течение которых я исследовал рейтинги репутации разных стран, я никогда не видел, чтобы какая-либо страна так сильно изменила свое положение в рейтинге, как это произошло с Америкой в 2009 году", комментирует Саймон Энхольт, создатель исследования "Индекс бренда страны" и независимый советник ряда правительств стран мира. - Результаты исследования подтверждают, что новая администрация США была хорошо воспринята в мире и что решение жителей Америки проголосовать за Барака Обаму придало Соединенным Штатам статус самой почитаемой страны в мире".
Выходит, что PR-политика нового американского президента оказалась сильнее обвинений США в том, что они стали источником «всех экономических бед», т.е. кризиса.
Другие заметные перемещения в рейтинге коснулись некоторых развивающихся стран. Например, Китай поднялся сразу на несколько позиций и оказался на 22 месте. Ранее эту позицию занимала Россия, которая в 2009 году улучшила свой результат на 1 пункт (21 место).
В первой десятке, кроме взлета США, нет значительных изменений. Франция, как и год назад, занимает вторую строчку рейтинга, третье место получил бывший лидер Германия, потеснив Великобританию на строчку вниз . Бренд Канады упал с 4 на 7 место, остальные позиции остались неизменными.
Рейтинг стран мира
топ-10 из 50 + Россия
Позиция в рейтинге
|
2009 год
|
2008 год
|
1
|
США
|
Германия
|
2
|
Франция
|
Франция
|
3
|
Германия
|
Великобритания
|
4
|
Великобритания
|
Канада
|
5
|
Япония
|
Япония
|
6
|
Италия
|
Италия
|
7
|
Канада
|
США
|
8
|
Швейцария
|
Швейцария
|
9
|
Австралия
|
Австралия
|
10
|
Испания, Швеция
|
Швеция
|
21
|
Россия
|
(22) Россия
|
Источник: исследование Anholt - GfK Roper Brands Index
Исследование проводится в 20 странах мира. В каждой стране проводится около 1000 интервью среди населения в возрасте от 18 лет и старше.