«Сэкономил – все равно, что заработал», - говорит народная мудрость. Правда, это простое решение реализуется обычно только тогда, когда возникают проблемы с поступлением денег, т.е. с заработками. Недавний кризис продемонстрировал это весьма отчетливо: об экономии люди и компании вспомнили только, когда начались проблемы.
Между тем, философия «разумной экономии» может быть актуальна всегда. Несмотря на то, что в нашей стране финансовый кризис сейчас не находится в острой фазе, в 2011 году стремление компаний к снижению своих расходов только росло. Об этом сообщает кадровое агентство Antal Russia, проанализировавшее тенденции спроса на Lean-менеджеров.
Если коротко, что бережливое производство (Lean-production) — это философия ведения бизнеса, концепция менеджмента. Применение технологий Lean-производства эффективно, когда компания в целом (все ее департаменты и подразделения) работает по единым стандартам и принципам. При помощи бережливого производства оптимизируют сферу услуг и процесс общения потребителя и поставщика, процесс доставки и обслуживания продукции и т.д.
В мировой практике встречается применение принципов Lean-менеджмента в логистике, медицине, строительстве, разработке программного обеспечения, почтовых услугах, методы Lean внедряются в офисах (бережливый офис), и даже в домохозяйствах.
При этом часто молчаливо предполагается, что направления экономии хорошо известны, надо только проявить «политическую волю» и организовать процесс. Однако это не совсем так.
«Об этом мало кто задумывается, но подход Lean очень тесно связан с маркетинговыми исследованиями, - говорит Дмитрий Пономарев, директор бизнес-направления Аналитического центра Leancor (Ярославль). - Базовая идея Lean состоит в том, чтобы сокращать потери - любую деятельность, не создающую ценность для потребителя. Однако далеко не всегда очевидно, что именно является ценностью для потребителя, а что нет». Профессионально выяснять это как раз и умеют ресечеры. В этой логике в результатах работы исследователей становятся заинтересованы не только службы маркетинга, но весь менеджмент компании. Другими словами, Lean дает инструментальную базу для того, чтобы потребительские инстайты ресечеров и маркетологов транслировать в деятельность остальных функциональных блоков компании (R&D, логистику, производство и даже финансы, не говоря уж о стратегических решениях). Наконец-то может быть воплощена «вековая мечта маркетологов»: превратить маркетинг из функционального отдела в философию деятельности компании.
Дмитрий Пономарев считает, что в весьма упрощенном виде реализацию философии Lean можно представить в виде «пошаговой инструкции».
- Поймите, что есть ценность для клиента. На этом этапе потребуются маркетинговые исследования.
- Поймите, как вы ее создаете. Обычно компания создает много разных "ценностей" для разных потребителей. Однако необходимо, используя специальные методики, соотнести ту или иную ценность с соответствующим сегментом потребителей.
- Устраните действия, не создающие ценности. Есть масса инструментов, способных решать как специальные, так и типовые проблемы, возникающие на этом этапе.
- Поставьте все с головы на ноги. Другими словами, перенесите процесс создания ценности с поля «планов и прогнозов» в «реальное поле», непосредственно учитывающее мнения потребителей (так называемая, замена выталкивающей системы, работы на склад, на вытягивающую систему, "точно вовремя").
- Постоянно совершенствуйте полученный результат.
Однако до этого светлого будущего еще весьма и весьма далеко. «Нанимая lean-менеджеров, собственники зачастую ставят перед ними задачи краткосрочные и инструментальные: рост рентабельности здесь и сейчас, - говорит Пономарев. – В то же время подход Lean подразумевает длительную работу по трансформации всей компании, основанной на определенной философии. И именно это дает удивительные результаты, которые и привлекают внимание к идеям Lean. Между тем, все хотят волшебной палочки, взмахнув которой (и не изменив ничего существенного), можно получить чудо.
Простота концепции Lean, безусловно, стала одной причин растущей моды на Lean-менеджеров. Они становятся особенно востребованы в России в связи с бумом на оптимизацию бизнес-процессов. Однако традиционно многие компании рассматривают принципы LEAN только в отношении производства и внедряют их для решения конкретных задач. Это проявляется во элементах рыночной ситуации.
Спрос
В Antal Russia считают, что Lean-специалисты востребованы как со стороны крупных международных консалтинговых компаний, активно расширяющих это направление в связи с высоким спросом на такие услуги со стороны клиентов, так и со стороны самих компаний, стремящихся иметь таких специалистов в собственном штате.
«В основном мы видим спрос на профессионалов в области бережливого производства со стороны компаний металлургического сектора, компаний B2B сектора, предлагающих решения в области упаковки, сборочных предприятий автомобильного сектора, компаний нефтегазового сектора и сектора тяжелого машиностроения, табачной индустрии. Такая необходимость в Lean, в первую очередь, возникает у компаний с большими оборотами, большими объемами производства, – рассказывает Евгения Ланичкина, руководитель направления индустриального рекрутмента Antal Russia. – За последний год у нас не было ни одной заявки на подбор директора завода, где бы не было требований опыта работы по внедрению Lean».
Российские компании предпочитают перекупать опытных профессионалов из западных производственных компаний, которые априори (но не всегда заслуженно) считаются бизнесами, проповедующими Lean. При этом они смотрят довольно узко и берут таких людей для решения конкретных задач, реализации конкретного проекта (модернизации одной производственной площадки, запуска новой линии производства и т.д.). Российские предприятия не готовы рассматривать Lean как долгосрочную инвестицию и ожидают быстрой отдачи.
«Для наших кандидатов российские компании могут стать хорошей площадкой для реализации имеющихся знаний и навыков. При этом российские компании перекупают таких профессионалов как носителей ценного опыта, предлагая зарплаты в среднем в 1,5 раза выше, чем в западных бизнесах», – полагает Екатерина Третьякова, консультант департамента индустриального рекрутмента Antal Russia.
Консалтинговые компании могут перекупать профессионалов в области «бережливого производства» у производственных компаний с позиций менеджеров проекта. Однако, чтобы попасть на такую должность, необходимо пройти жесткий отбор, множество этапов собеседований, тестирования как профессиональные, так и психологические, большим плюсом является наличие сертификата LEAN Six Sigma.
Требования
Производственные компании требуют наличия технического образования, дополненного образования в области менеджмента или экономики. Кроме того, необходим опыт непосредственного участия во внедрении Lean. Некоторые компании в требованиях указывают наличие сертификата Lean Six Sigma (Зеленый или Черный пояс), при этом люди, прошедшие такую программу, часто рассматриваются на роль коучей в области внедрения оптимизированных бизнес-систем.
От претендентов на позиции в HR-функции требуется наличие экономического образования или образования в области менеджмента. «При этом часто компании ожидают, что такой человек будет выступать в роли консультанта и тренера для персонала, а также будет оказывать поддержку проектов внедрения Lean-принципов. Главная задача такого человека – доносить до персонала принципы этой концепции», – комментирует Евгения Ланичкина.
Компенсации
Директор завода с опытом внедрения Lean оценивается в среднем на 20-30% выше, чем аналогичный профессионал, но без такого опыта. Уровень дохода менеджера по технологии «бережливого производства» может колебаться в пределах 130 000 – 230 000 руб. в месяц (до уплаты налогов).
Зарплаты Lean-консультантов и менеджеров проектов в ведущих международных консалтинговых компаниях в среднем на 20-30% выше, чем у профессионалов, работающих в штате компаний, и начальная планка в среднем составляет 200 000 рублей в месяц до уплаты налогов.
При этом настоящих Lean-профессионалов можно с уверенностью отнести к категории дефицитных. «За последние 3 месяца мы встречались только с 4-мя профессионалами действительно высокого уровня, с техническим образованием и специальным образованием в области Lean-менеджмента, обладающих хорошим западным опытом работы и опытом внедрения технологий на производстве», – рассказывает Евгения Ланичкина.
Образование
Эксперты сходятся в том, что специализированных учебных заведений, где обучали бы методам Lean, в России пока нет. Но научиться можно. Возможностей несколько.
Крупные транснациональные компании FMCG-сектора, машиностроительного, в частности автомобильного сектора, с локальным производством в России имеют собственную сильную школу подготовки и предпочитают обучать и «выращивать» собственных Lean-профессионалов, перенимающих международный опыт. «Это и понятно, - объясняет Дмитрий Пономарев. – Такого рода «инфраструктурные затраты» могут быть эффективны только в крупной компании».
«По мнению профессионалов в области Lean -менеджмента, с которыми мы работаем, внутрикорпоративное образование – на данный момент это лучшая возможность получить необходимые знания, – говорит Екатерина Третьякова. – Крупнейшие транснациональные корпорации стремятся передать данный опыт и знания своим сотрудникам. Обучение происходит на практике во время совместных проектов внедрения технологии LEAN с ведущими консалтинговыми бренд-нейм компаниями. Специалист, получивший необходимое образование и опыт, становится наставником для своих коллег». Это может происходить как в самой alma mater, так и за ее пределами, ведь таких профессионалов охотно перекупают консалтинговые компании.
Относительная молодость отрасли (первые проекты появились в России 10-15 лет назад) не позволяет пока всерьез рассматривать классические учебные заведения в качестве возможного источника специалистов. «За всем разнообразием курсов, программ обучения, которые предлагает рынок образования, на рынке присутствуют единицы специалистов-практиков, которые сами являются носителями знания и технологии, практического опыта внедрения», - утверждает Екатерина Третьякова.
Таким образом, в этой, как и во многих других областях человеческой деятельности происходит «из рук в руки». «Когда на отдельный проект приглашают внешнего консультанта, он в процессе решения конкретной проблемы передает свои знания сотрудникам, - описывает этот процесс Дмитрий Пономарев. – При этом, экспатов, работающих в этом качестве, сейчас больше, чем отечественных специалистов».