7 ноября 2014 года исследовательская компания TNS Россия распространила в российских СМИ пресс-релиз под названием «Kantar Media продолжит измерение телеаудитории Великобритании». Надо сказать, что подобного рода «технологические» сообщения, посвященные методикам измерений, а не получению очередной порции данных, - это редкость. Во всяком случае, за последнее время число таких пресс-релизов, выпускаемых ежегодно, можно было сосчитать на пальцах одной руки. Между тем, сегодняшний пресс-релиз уже третий за последние полгода, причем все три были посвящены новациям компании Kantar Media. О чем идет речь на этот раз?
Как сообщает TNS Россия, BARB (Broadcasters Audience Research Board) - институт, выступающий единым заказчиком данных измерений аудитории телевидения в Великобритании, – объявил о продлении контракта с исполнителем исследования, компанией Kantar Media. Согласно новому контракту, Kantar Media продолжит заниматься исследованием аудитории телевидения на всех стадиях выполнения проекта, в том числе управлением измерительной панелью, установкой измерительного оборудования, сбором и поставкой данных, до конца 2018 года.
С момента подписания первого контракта между BARB и Kantar Media на измерение телеаудитории с помощью пиплметров в 2007 г. основная исследовательская панель претерпела ряд изменений, соответствующих изменениям особенностей поведения телезрителей, в частности:
- Внедрение технологии измерения смотрения на персональных компьютерах (2012 г.)
- Поставка данных отложенного смотрения (просмотр ТВ контента в течение 28 дней с момента оригинальной трансляции на ТВ (2013 г.)
- Измерение смотрения на планшетах (2014 г.)
В прошлом 2013 году Kantar Media получила также контракт с BARB на дополнительные измерения – сбор данных о количестве онлайн-зрителей, загружающих или просматривающих в потоковом режиме (стриминг) ТВ контент с помощью компьютера, смартфона или планшета.
Заметим, что речь идет о событиях в далекой от нас Великобритании. Но пресс-релиз распространяется в России, значит, какая-то связь есть. И, думается, она обнаружится довольно скоро. Ведь как раз сейчас идет конкурс на право проводить медиаизмерения в нашей стране, результаты которого его организатор – Индустриальный комитет по медиаизмерениям – обещал обнародовать в середине ноября. Связь же между TNS и Kantar Media прямая: обе компании входят в группу Kantar, исследовательский холдинг коммуникационного гиганта WPP (из работающих в России компаний в Kantar входит только Millward Broun, которая не занимается медиаизмерениями).
Но в пресс-релизе перечислены не все технологии медиаизмерений, которыми владеют британцы. Помимо указанных выше измерений на персональных компьютерах, планшетах и отложенного телесмотрения, у Kantar Media есть еще одна новинка: возможность использования «социального телевидения». Подготовка проекта велась давно.
Как уже писал research&news, в конце августа 2014 года компания Kantar Media объявила о создании новой должности – «директора по социальному телевидению». Ее занял Карлос Санчес, один из со-основателей агентства The Data Republic (Барселона, Испания), в апреле 2014 года ставшее частью Kantar.
Первые результаты проекта уже есть. Измерения подтвердили наличие устойчивой взаимосвязи между телевидением и сервисом микроблогов Twitter. Совсем недавно, в начале октября 2014 года Kantar Media заявила об официальном запуске в Великобритании измерений Twitter TV. Сможет ли российский офис британской исследовательской компании использовать зарубежный опыт пока сказать трудно: уровень проникновения Twitter’а в России существенно меньше, чем в Великобритании. Однако, видимо, такие мысли есть, иначе зачем размещать на своем сайте новость о связи твитов и телесмотрения на основе британских данных?
Тестовые попытки использовать социальное телевидение для анализа телесмотрения в России уже проводились. Так, весной прошлого 2013 года компания BrandSpotter построила рейтинг телепрограмм на основе упоминаний о них в том же Twitter. Но продолжения этот проект не получил. Вероятно, отсутствие необходимой инфраструктуры и низкое проникновение Twitter’а останавливает и британцев. Но, судя по их информационной политике, это могут быть лишь «временные трудности». Во всяком случае, тема «социального телевидения» из разряда «теплых» на глазах переходит в «горячие».