В ходе регулярного онлайн-исследования «Мониторинг розничного рынка. Банки» компания Profi Online Research опросила российских граждан и выяснила, в какой банк они обратятся, если возникнет необходимость воспользоваться какой-либо финансовой услугой, и какие характеристики банка являются для них основными.
Традиционно тройку лидеров наиболее «выбираемых» банков составили Сбербанк России, ВТБ24 и Альфа-банк.
Анализ результатов опроса показал, что при возникновении необходимости воспользоваться какой-либо финансовой услугой жители регионов чаще, чем москвичи выбирают Сбербанк России (82% против 69%). Вероятно, такая существенная разница в показателях связана с тем, что в Москве представлено большее число банков, соответственно, у жителей столицы есть больший выбор. К тому же жители регионов традиционно более недоверчивы и предпочитают, в основном, государственные банки. У таких банков как Банк Русский Стандарт, Raiffeisen Bank, Газпромбанк, Home Credit Bank показатели в Москве и регионах практически одинаковые, среди них выделяется только Raiffeisen Bank, 17% опрошенных жителей столицы воспользовались бы его услугами при необходимости. Что касается Home Credit Bank, возможно, благодаря тому, что банк имеет много отделений в регионах, показатели там в два раза больше, чем в Москве (10% против 5%).
Рис. 1. Если у Вас возникает необходимость воспользоваться какой-либо финансовой услугой, в какой банк Вы бы обратились (распределение в зависимости от места жительства респондентов)? (ТОП-7) 1Q11
Неудивительно, что надежность – основной критерий, на который обращают внимание, как жители регионов, так и столицы. Выгодные процентные ставки по кредитам и вкладам более интересны гражданам, проживающим в регионах. А вот на число банкоматов москвичи обращают больше внимания, чем жители регионов (50% и 46%, соответственно). Фактор участия государства в капитале банка оказывает большее влияние на выбор в регионах, чем в столице - 36% и 30%, соответственно.
Рис. 2. Какие характеристики являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка (распределение в зависимости от места жительства респондентов)? (ТОП-7) 1Q11
Критерии выбора банка с возрастом также меняются. Так для людей старше 41 года, важно, чтобы банк входил в систему страхования вкладов, а также компетентность и профессионализм персонала. В то же время такие факторы как надежность банка, выгодные процентные ставки по кредитам и вкладам, низкое обслуживание и срок работы банка на рынке оказывают меньше влияния на их выбор.
Представители средней возрастной группы (от 31 до 40 лет), выбирая банк, ориентируются, в первую очередь, на выгодные процентные ставки по кредитам и вкладам (67%).
А младшая группы, возраст которой от 20 до 30 лет, склонна обращать больше внимание на надежность кредитно-финансовой организации, и на тот факт, является ли она госструктурой.
Рис. 3. Какие характеристики являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка (распределение в зависимости от возраста респондентов)? (ТОП-7) 1Q11
Данные представлены на основе синдикативного исследования «Основные характеристики при принятии решения о выборе банка» за первый квартал 2011 года. Общая выборка 7100 человек. Возраст участников от 21 до 55 лет. Исследование проводится методом интерактивного опроса среди респондентов онлайн панели компании Profi Online Research. География – 12 российских городов-миллионников.
Примечание редакции. При использовании данных онлайн-опросов следует иметь в виду, что социально-демографические показатели любой онлайн-панели смещены относительно генеральной совокупности жителей России (см. диаграмму ниже, данные - TNS Россия). Это связано со спецификой пользования Интернет людьми разных возрастов и стилей жизни. Понятно, что увеличение числа опрошенных никак не влияет на это смещение. В то же время это не означает что данный фактор необходимо всегда учитывать при анализе результатов онлайн-опросов. В том случае, когда исследуемые особенности поведения людей проявляются, главным образом, у тех, кто активно пользуется Интернетом, то смещение несущественно. Однако в данном случае, в ситуации, когда известно, что банковскими услугами пользуются много людей старшего возраста, крайне редко попадающие в число онлайн-респондентов, следует отнестись к указанному смещению внимательно при интерпретации результатов.