Research&Trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора? Если да, то, как именно?
Алексей Штарев: Изменилась и существенно. Если ранее спрос ограничивался базовыми сервисами автоматизации онлайн-продвижения, то сейчас востребован комплекс мер. В него входит не только широкий набор инструментов для продвижения сайта и размещения рекламы, но и консалтинговые, образовательные услуги.
R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке? Если да, то как именно?
Алексей Штарев: Маркетинговая база осталась прежней: таргетированная реклама, контент-маркетинг, кросс-маркетинг с другими продуктами и партнерскими проектами, e-mail маркетинг, адресный апсейл в зависимости от потребностей клиентов.
R&T: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие? Если да, то какие?
Алексей Штарев: Новые технологии и сервисы появляются ежеминутно. Особенно динамично развивается направление таргетирования рекламы и аналитических сервисов. Это напрямую связано с ростом цены контакта в интернете и необходимостью эффективного управления кампаниями. Второе направление, которое активно развивается, — это автоматизация рекламы. Сервисы автоматизации позволяют избегать ошибок в кампании, значительно экономить ресурсы, делают доступным передовые технологии продвижения даже непрофессиональным интернет-маркетологам.
R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках? Если да, то со стороны каких отраслей?
Алексей Штарев: Скорее, не давление, а влияние. Отрасль поисковых технологий, с которой мы неразрывно связаны, очень динамична, и все эксперименты поисковых систем (Яндекс, Google) требуют немедленной реакции с нашей стороны: изменение логики работы сервиса, выпуск новых продуктов для удовлетворения спроса от наших пользователей. Если говорить о вечном противостоянии SEO vs контекстная реклама, то наши клиенты имеют доступ и к этому инструменту продвижения, поэтому рост спроса на контекст скорее нам на руку, так как он не является замещением для SEO. Тем более, что уже все сошлись во мнении, что наиболее удачно работают только комплексные решения в области интернет-маркетинга.
R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
Алексей Штарев: На данный момент рынок несколько «законсервирован». Это связано с тем, что на рынке давно сформировалась и зарекомендовала себя команда игроков с сильной технологической базой. Поэтому, выход нового игрока с аналогичным предложением, но в другой «обертке» сильно рискован. При этом, отрасль заметно растет пусть не в количественном, а в качественном выражении.
R&T: Изменилась ли концентрация вашего рынка? Если да, то чем это можно объяснить?
Алексей Штарев: Изменилась, но незначительно.
R&T: Изменился ли характер конкуренции за последнее время?
Алексей Штарев: Рынок интернет-рекламы сам по себе является высококонкурентным. Последнее время можно говорить о ее усилении за счет появления с одной стороны большого числа сервисов, решающих «локальные» маркетинговые задачи, с другой стороны активной политики крупных компаний. Активность последних обусловлена стремлением развивать дополнительные услуги для своих клиентов.
R&T: Изменилось ли поведение потребителей? Если да, то как именно?
Алексей Штарев: Изменилось. Наш клиент, а это, по большей части малый и средний бизнес, стал активнее интересоваться возможностями самостоятельного продвижения своих проектов. Это связано с экономическими причинами. С одной стороны, они понимают, что без интернет-продвижения сейчас не может обойтись ни один бизнес, а с другой – полагают, что продвигать свой проект самостоятельно значительно дешевле.
R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже? Если да, то каковы причины?
Алексей Штарев: Барьер вырос, ведь требования к технологиям, используемыми системами автоматизации, стали гораздо выше, а их обслуживание заметно дороже. Да и для конкурентной работы на рынке интернет-продвижения на данный момент необходимы не только существенные вложения в разработку принципиально новых технологий, но и последующие вложения в продвижение проекта на конкурентном рынке. Причем технологии, в которые идут инвестиции, должны значительно опережать наработки действующих игроков. Все это обходится дорого.
R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?
Алексей Штарев: Если говорить о том, что оказало наибольшее влияние на сферу интернет-маркетинга в целом — то это ряд изменений, введенных Яндексом в свои алгоритмы, которые затронули как поисковую оптимизацию, так и рынок контекстной рекламы. Похожие алгоритмы давно работают в Google, поэтому наш рынок получил еще один толчок к развитию по западной модели онлайн-маркетинга.