Различные «рейтинги работодателей» довольно модная тема. С одной стороны, такого рода списки позволяют работникам ориентироваться на рынке труда, с другой - дают понимание о трендах в общественных установках и ценностях. Рейтинги исследовательских агентств, скорее про второе. Вот, например, по рейтингу работодателей ВЦИОМ, лидерами четвертый год подряд оказываются Газпром и Роснефть. Сразу все понятно.
Wobot собрал упоминания в социальных медиа по простой ключевой фразе: «хочу работать в» (с января по октябрь 2013) и сделал свой рейтинг работодателей . Итоговый массив составил около 30 тысяч сообщений. Оказалось, что примерно 90% всех сообщений – различные шутки и интернет-мемы. Лишь каждое десятое сообщение содержит отзыв пользователя о том, где он хочет работать.
Посмотрим на то, где хотят работать пользователи социальных медиа, по их собственным заявлениям. Средний возраст пользователей, публиковавших подобные сообщения, – 24,5 года, т.е. по сути, мы говорим о молодежных представлениях.
Рисунок 1. Рейтинг предпочитаемых сфер занятости, данные в % от сообщений отзывов.
Различные государственные структуры лидируют по количеству упоминаний в качестве желаемой сферы занятости. Более половины этих упоминаний (14% от всех отзывов) – публикации о желании работать в силовых ведомствах (МВД, ФСБ). И это первое место в десятке наиболее желательных мест работы (см. рис.2). Интересно, что подобные результаты вполне соотносятся с результатами опроса ФОМ, где в тройку наиболее желательных работодателей для молодежи вошли Администрация президента и МВД.
Мотивация выбора силовых структур и государственной службы в качестве места работы часто далека от желаний закона, порядка или развития страны, что хорошо видно из примеров сообщений.
Отрасль «IT и интернет» получила в нашем рейтинге второе место, прежде всего, за счет Google и обсуждения в Сети фильма «Кадры», в котором пиарится известный поисковик. Российские интернет-компании «Вконтакте» и «Яндекс» также входят в десятку наиболее желанных работодателей.
Работа в журналистике, на ТВ – третья по популярности сфера занятости, что достаточно логично и объяснимо стремлением молодежи к публичному успеху, творческой работе и т.п. Однако популярным телевизионным местом работы оказывается развлекательная передача про путешествия «Орел и решка», а не серьезный «Первый канал».
Рисунок 2. Топ 10 работодателей, по частоте упоминаний, данные в % от сообщений отзывов.
И вот здесь скрыта интрига рейтинга, отличающая его от всех остальных.
Категории «ресторанный бизнес», «продажи/коммерция» и «развлечения», занимающие позиции с четвертой по шестую (суммарно упоминаемые в 17% сообщений) объединяют непрестижные, вполне традиционные места работы молодежи. Мотивация формируется не с позиций долгосрочной жизненной стратегии, но с точки зрения комфорта, удобства, спокойствия, сиюминутных устремлений: «Макдональдс», «Старбакс», музыкальный магазин, в котором можно продавать любимые пластинки, магазин любимой одежды и т.п. Упоминания библиотек и книжных магазинов в качестве предпочитаемых мест работы были настолько часты, что мы выделили их в отдельную категорию, которая набрала 4%.
Интерпретаций такой ситуации может быть три:
- Мнение, что среди молодежи доминируют «карьеристские стратегии», с четким ориентиром на достижение престижных целей, денежный успех, общественное признание и т.п. сильно преувеличено. Среди молодежи появляется очевидная группа, нацеленная на «обычную» работу в традиционных сферах экономики.
- В среде социальных медиа работает эффект подражания, когда представители связанной группы начинают дублировать чужое мнение, выдавая его за свое (репосты, ретвиты и т.п.). Однако чем это не «коллективные представления»?
- Социальные сети – это не та среда, в которой пользователи серьезно подходят к заявлению своих профессиональных предпочтений и такие публикации не свидетельствуют о трудовых установках. Хотя кто сказал, что опросы дают более релевантную информацию? Социально одобряемые ответы никто не отменял.
Примеры сообщений:
Государственные структуры
IT-компании
"Обычные места работы"