Выпускник любого ВУЗа, конечно, хочет получить высокоплачиваемую работу. Однако желаемое не есть возможное, и на первых порах молодым людям приходится довольствоваться малым. Какую специальность надо выбрать, чтобы подняться быстрее других по зарплатной лестнице?
Средние зарплатные ожидания выпускников, руб
|
|||||
Специальность по диплому
|
2010
|
2009
|
2008
|
2007
|
2006
|
Программирование
|
39000
|
47000
|
50000
|
50000
|
70000
|
Маркетинг
|
30000
|
42000
|
42000
|
45000
|
55000
|
Архитектура
|
35000
|
40000
|
50000
|
50000
|
57000
|
Реклама
|
25000
|
35000
|
40000
|
41000
|
46000
|
Дизайн
|
30000
|
35000
|
40000
|
40000
|
50000
|
Журналистика
|
30000
|
30000
|
40000
|
50000
|
50000
|
Инженер-строитель
|
35000
|
40000
|
45000
|
50000
|
55000
|
Экология
|
25000
|
30000
|
40000
|
40000
|
45000
|
Связи с общественностью
|
30000
|
40000
|
45000
|
45000
|
50000
|
Юриспруденция
|
30000
|
30000
|
40000
|
47000
|
50000
|
Лингвист, переводчик
|
30000
|
35000
|
45000
|
45000
|
48000
|
Инженер-проектировщик
|
35000
|
45000
|
47000
|
47000
|
50000
|
Бухгалтерский учёт, анализ и аудит
|
35000
|
35000
|
40000
|
40000
|
50000
|
Экономика
|
30000
|
35000
|
40000
|
45000
|
45000
|
Менеджер организации
|
30000
|
35000
|
40000
|
40000
|
43000
|
Лечебное дело
|
30000
|
30000
|
40000
|
40000
|
40000
|
Управление персоналом
|
30000
|
34000
|
36000
|
36000
|
40000
|
Туризм
|
25000
|
25000
|
30000
|
32000
|
35000
|
Педагог, учитель, преподаватель
|
28000
|
30000
|
30000
|
30000
|
35000
|
Психология
|
25000
|
25000
|
30000
|
30000
|
30000
|
Источник: SuperJob
Результаты анализа SuperJob качественно подтверждаются данными других аналитиков кадрового рынка (см. также о спросе на маркетологов - R&T). Эксперты рекрутинговой компанией Antal Russia, выпустившие недавно обзор тенденций рынка труда по итогам первого квартала 2011 года, утверждают, что прогнозы о восстановлении рынка труда маркетинговых специалистов в текущем году в целом сбылись. Количество маркетинговых позиций уверенно растет во всех отраслях. Восстанавливается активность по найму персонала издательств, медийных агентств. B2B-сектор, который ранее не был заметен как активный работодатель специалистов маркетинговых специальностей, в последнее время демонстрирует значительный спрос на менеджеров по маркетингу и PR. Крупные интернет-проекты ищут специалистов по интернет-маркетингу и SEO-оптимизации.
Наиболее активный спрос на маркетологов предъявляют телекоммуникационные компании, компании отрасли производства и продажи потребительских товаров, товаров повседневного спроса.Это и понятно: людям нужны их товары и услуги каждый день, даже в кризис. Активность B2B-компаний объясняется иначе. Трудные кризисные годы изменили потребительское поведение, сделали и частных лиц, и компании более осмотрительными в выборе покупок и подрядчиков. Отсюда и рост востребованности услуг маркетологов, задача которых адаптировать товар или услуги компании к текущим условиям рынка.
Естественно, в условиях растущего спроса на маркетологов, растут и их зарплаты. Правда, цифры, которые приводят в Antal Russia существенно выше тех, что мы видели в качестве ожидаемых в резюме молодых специалистов.
Это объясняется различием в опыте, который требуется работодателям в первом и втором случаях. «Большим плюсом для маркетинговых специалистов является опыт работы в западных компаниях и успешных стартапах, - считает Екатерина Бахарева, руководитель департамента маркетингового рекрутмента компании Antal Russia. - Определенным преимуществом обладают также кандидаты с дипломом MBA, полученным в иностранных бизнес-школах, хотя, конечно, сам по себе диплом не может стать определяющим фактором успешной карьеры».