Год назад на ноябрьской конференции, организованной Aegis, среди спикеров царили сдержанно оптимистичные настроения. Оптимистичные - потому что ожидался рост, хотелось верить в то, что ниже падать некуда. Сдержанные – потому что бизнес требует реалистичного взгляда на жизнь. Сегодня в зале, где проходила конференция "Рекламный рынок России. Итоги 2010 года", слово «кризис» не было слышно вообще – говорили о трендах.
Виртуальный контент будет реально влиять на нашу жизнь
Илья Куртов, старший менеджер компании PricewaterhouseCoopers так определил три базовых тренда в индустрии развлечений и медиа:
- растет влияние Интернета на потребительское поведение. Люди принимают свои решения, основываясь на полученной из Сети информации, они все чаще делают покупки, находясь онлайн;
- растет мобильность людей, а вместе с ней и возможность получать информацию «везде, где бы они ни были». Для этого у них есть персональные компьютеры, в т.ч. и носимые (ноутбуки, нетбуки, «таблетки») мобильные телефоны, некоторые из которых по стоимости и возможностям вполне соответствуют компьютерам. Кроме того, люди все больше готовы платить за качественный контент, а, значит, у его производителей появляется все больше желания вкладываться в средства доставки;
Источник: PricewaterhouseCoopers
Если раньше темпы роста ВВП опережали темпы роста расходов потребителей, но к 2014 году они сблизятся. Отставание роста расходов потребителей от ВВП, наблюдаемое до сих пор, Куртов объясняет влиянием Интернет: в Сети все дешевле – и реклама, и контент.
Гораздо более подробно о причинах роста цен на рекламу, а также об общей ситуации на российском медиарынке рассказал Сергей Васильев, генеральный директор ГК «Видео Интернешнл».
Источник: PricewaterhouseCoopers
Рынок растет неравномерно
По данным АЦВИ, за первые 9 месяцев 2010 года компании потратили на рекламу 159 млрд. рублей, что на 14% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Распределение этого роста между каналами оказалось ожидаемым. Самыми высокими темпами роста – 37% может похвастаться Интернет. Следующую позицию (18%) занимает наружная реклама, сильно «упавшая» в кризис, а потому имеющая низкую базу для сравнения. Между ними, правда, вклинилась позиция «другие» (22%), т.е. New Media, но их вес в абсолютном измерении пока невелик - около 1% от общего объема рынка.
Источник: АЦВИ
Источник: АЦВИ
В то же время, рекламный рынок еще не полностью восстановил свои позиции, - отметил Васильев. – Только Интернет увеличил свои доходы в 2010 году в сравнении с 2008 годом, другие сектора пока в минусе».
Источник: АЦВИ
Значительные изменения произошли в отношении к ТВ-рекламе у крупнейших рекламодателей. Существенно увеличили свои бюджеты и «ушли в отрыв» представители тройки лидеров - производители продуктов питания, парфюмерии и косметики, а также фармацевтических товаров. А вот операторы сотовой связи и производители пива снизили рекламную активность на ТВ на 11% и 12%, соответственно.
Источник: АЦВИ
Еще один тренд, отмеченный Васильевым, - это рост концентрации рынка, «исчезновение» средних рекламодателей как самостоятельных единиц. Доходы телеканалов и сейз-хаусов от этого не уменьшились, но поскольку сами компании вошли в состав крупных холдингов, то и их рекламные затраты вошли в консолидированные бюджеты и «перестали быть видимыми» для аналитиков рынка.
Это было о том, что было, а теперь – о том, что будет.
По прогнозам АЦВИ, доля ТВ-рекламы в 2010-2011 гг. достигла своего максимального значения – 56%, далее она будет снижаться до 53% в 2015 году.
Также снижаться будет и доля федерального размещения ТВ-рекламы – с 23% в 2010 году до 28% в 2015 г. Доля ТОП-30 крупнейших рекламодателей перестанет расти, как это было последние несколько лет (особенно, значим был «кризисный» скачок вверх на 5,3%) и даже незначительно снизится. Последнее, впрочем, можно считать технической коррекцией, своего рода «симптомом выздоровления после кризиса».
Что же касается прогнозируемой динамики спроса на ТВ-рекламу и перераспределения долей секторов рынка, то приводимые ниже графики говорят сами за себя.
Источник: АЦВИ
Источник: АЦВИ
Источник: АЦВИ
Источник: Дирекция продаж ВИ