На своем традиционном «новогоднем» заседании, которое в 2010 году прошло 21 декабря, ОИРОМ сделал очередную оценку объема российского рынка маркетинговых исследований. В 2010 году он вырос в долларовом исчислении на 20% по отношению к предыдущему году и составил $320 млн или 9,7 млрд. рублей (рост в рублях на 15,5%). Ситуация оказалась лучше, чем предполагали некоторые эксперты, ожидавшие роста рынка в текущем году на в 10%-15%. Таким образом можно считать, что рынок восстановился после кризиса, практически, полностью – в 2008 году аналогичный показатель был равен $325 млн.
2010 год был отмечен крупными сделками, наиболее значительной из них стало приобретение исследовательской группой Synovate контрольного пакета акций российской компании КОМКОН, причем, новых сделок M&A можно ожидать и в наступающем 2011 году. «Эти итоги подтверждают известный тренд консолидации, - комментирует Дмитрий Писарский, исполнительный секретарь ОИРОМ и генеральный директор A/R/M/I-Marketing. - Своим ростом рынок обязан, прежде всего, крупным клиентам, поэтому наибольшую пользу от его роста получили работающие с ними ведущие исследовательские компании». Судя по собственным оценкам ведущих игроков, анонимно продемонстрированных на заседании ОИРОМ, рост на уровне рынка или выше продемонстрировали, практически, все крупные компании.
Впрочем, это не означает, что у небольших компании больше нет шансов. «Консолидация рынка уменьшает возможность выбора подрядчика у некоторых крупных клиентов, особенно, если речь идет о нестандартных задачах, и в этих случаях они вполне могут пойти на сотрудничество с «середняками», - считает Олег Дембо, национальный представитель России в ESOMAR и генеральный директор компании O+K. – К тому же мировой тренд роста доли онлайн-исследований, наблюдаемый и в России, может позволить успешно развиваться не только средним, но и мелким исследовательским компаниям, а также стартапам».
«В 2010 году обострился дефицит квалифицированных кадров на рынке маркетинговых исследований, - отмечает Александр Демидов, ответственный секретарь ОИРОМ и генеральный директор компании «ГфК Русь». - Поскольку исследователей с опытом не хватает, компании принимают на работу сотрудников без опыта и обучают в соответствии со своими требованиями».
По словам Демидова, уходящий год характеризуется также всё более активным использованием технологичных методов сбора и анализа информации. С каждым годом растёт доля онлайн, CATI, CAPI методов, падает доля paper & pencil проектов. Очевидно, что будет расти доля панельных и трекинговых исследований.
В 2011 году члены ОИРОМ ожидают дальнейший рост рынка. Однако, несмотря на то, что исследовательский рынок опередил рекламный по темпам восстановления (по
оценке АЦВИ, объем последнего в 2010 году на 16% ниже, чем в 2008), вряд ли ресечеры должны испытывать эйфорию, глядя на прогнозируемые аналитиками высокие темпы роста рекламы в ближайшие пять лет. По словам Писарского, прямой зависимости между изменениями на исследовательском и рекламном рынках нет – взлеты и падения первого обычно меньше, чем второго и могут следовать с некоторым лагом.