Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Рекламный рынок-2012. Интернет-реклама

Рекламный рынок-2012. Интернет-реклама

Интернет-реклама: темпы роста снижаются, но прогнозы оптимистичны

По данным АКАР, прирост российского рекламного рынка по итогам 2012 года оказался не таким значительным, как год назад, в 2011 – 13% против 18%. В чем причины снижения темпов роста рекламного рынка? Почему одни типы рекламы становятся популярнее, а другие сдают позиции? Чего можно ожидать от российского рекламного рынка в этом году? Публикуем первую часть обзора рекламного рынка за 2012 год, посвященную интернет-рекламе.

Рост Рунета замедлился

По итогам прошлого года объем рынка интернет-рекламы достиг 56,3 млрд. рублей (данные АКАР). Реклама в Интернете сохраняет лидерство по темпам роста среди других сегментов рынка, однако ее прирост по итогам года оказался не таким впечатляющим, как в 2011 году – 35% против 56%. Одна из возможных причин: снижение темпов роста аудитории Рунета. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2012 года среднемесячная аудитория российской зоны Интернета составила 61,1 млн. человек – на 6,6 млн. больше, чем осенью 2011 года, однако в 2011 году прирост по сравнению с предыдущим годом был значительно больше – 8 млн. человек.
Рисунок 1. Суточная, недельная и месячная аудитории Рунета (млн. человек)
Источник: ФОМ, бюллетень «Интернет в России. Осень 2012 года»
Запутались в типологии
Во многих исследованиях рекламного рынка, в т.ч. и данных АКАР по 2012 году, выделяются два типа рекламы в Интернете – контекстная  (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах, содержание которых соответствует  контенту страницы и интересам пользователя) и медийная (включает в себя баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы). Прошлый год оказался более удачным для «контекста», прирост этого сектора составил 45%, в то время как «медийка» выросла лишь на 17%. Таким образом, объемы основных секторов интернет-рекламы достигли 38,4 млрд. рублей и 17,9 млрд. рублей, соответственно. Однако Александр Беляев, руководитель отдела интернет-исследований АЦВИ отмечает, что разделение интернет-рекламы на эти два вида устаревает: «Очень быстро меняются технологии. Классическое деление рекламы на контекстную и медийную необходимо переосмыслить, добавить новые сегменты. К примеру, сегмент видеорекламы в Интернете также уже может рассматриваться как значимый и экспертно оцениваться».

Что тормозило рост?

В течение года показатели роста рекламы в Интернете колебались: в январе-марте прирост составил 43% (по сравнению с аналогичным периодом 2011 года), в июне АКАР зафиксировала 45%, в сентябре – 40%. Снижение показателей прироста осенью эксперты объясняют, прежде всего, запретом рекламы алкоголя в Интернете: «Темпы роста рынка могли быть существенно больше, но из-за запрета рекламы алкоголя было потеряно около 5% объема рынка медийной рекламы», - объясняет Алексей Катков, вице-президент и коммерческий директор Mail.ru Group. Кроме того, по мнению эксперта, интернет-рекламе повредило то, что телевидение после изменений в системе подсчета аудитории получило дополнительное количество инвентаря и имело привлекательные цены на размещение рекламы. Наконец, Катков утверждает, что темпы роста оказались не слишком высокими еще и потому что компании, занимающиеся размещением рекламы в Интернете, начали больше думать о пользователях и сокращать количество рекламных объявлений на страницах: «Площадки заигрались в аудиторию. Если раньше компании были нацелены на IPO, и после размещения на бирже им было принципиально показывать высокие результаты по темпам роста и выручке, то сейчас все устаканилось. Площадки начали делать реверансы в сторону рекламы, соответствующей интересам пользователя, а полезность такой рекламы для рекламодателя стала второстепенным вопросом. К примеру, в прошлом году Mail.ru Group сняла два из трех рекламных форматов на своей основной интернет-пилощадке».  
Упомянутые факторы привели не только к снижению темпов роста рынка интернет-рекламы, но и закономерно отразились на доходах крупнейших игроков этого рынка – «Яндекс» и Mail.ru Group. Так, темпы роста компании «Яндекс» после первых трех кварталов прошлого года составили +47% (осенью 2011 года тот же показатель составил +60%), Mail.ru Group за этот же период показала прирост 36,5 % (против 59% осенью 2011 года).
Снижение прироста рынка интернет-рекламы продолжилось и в последнем квартале 2012 года. Это было обусловлено не только упомянутыми факторами, но и высокой базой для сравнения. Парламентские выборы в конце 2011 года стимулировали подъем рекламного рынка, а именно с этим периодом сравнивались данные конца 2012 года. В итоге годовой прирост рынка интернет-рекламы составил 35%.
Рисунок 2. Объем рынка интернет-рекламы в России в 2000-2012 гг., без НДС (в млрд. руб.)
Источник: АКАР

Мобильная реклама жмет на газ

Однако, несмотря на влияние негативных факторов, у рынка интернет-рекламы есть серьезные перспективы для дальнейшего роста. В прошлом году появилась новая технология размещения интернет-рекламы Real Time Budding, позволяющая проводить онлайн-аукционы между сайтами, которые предоставляют доступ к аудитории с определенными характеристиками, и рекламодателями. В октябре компания Google анонсировала технологию Universal Analitics (новое поколение системы Google Analitics), которая позволит перейти от учета посещаемости по показателю сессий к учету на уровне посетителей, сможет идентифицировать пользователей, использующих несколько устройств доступа, проверять эффективность мобильных приложений. Потенциал развития рекламы на мобильных устройствах огромен – по данным статистики Live Internet, доля трафика с мобильных платформ (iOS, Android, Symbian) в декабре 2012 года составила 23,5% от общего числа посетителей сайтов Рунета (для сравнения – в 2011 году этот показатель равнялся 7,8%).
«Предполагаю, что в 2013 году произойдет прорыв мобильной рекламы. Сейчас это микроденьги, потому что лидирующие компании на рынке интернет-рекламы пока не обращают должного внимания на мобильную рекламу. Я думаю, что они совсем скоро начнут играть на этом поле,  и мобильная реклама станет весомым сегментом», - считает Алексей Катков.
Положительным фактором для развития интернет-рекламы может стать то, что с начала текущего года исследовательская компания TNS начнет публиковать отчеты с данными об измерении интернет-аудитории в небольших городах и селах России. Сопоставление этих данных, получаемых с помощью панельных исследований, с измерениями ФОМ, проводящими в формате личных интервью, позволят точнее улавливать тренды происходящих на рынке изменений.   
По мнению экспертов, если в текущем году не произойдет кризисных явлений, то можно ожидать сохранение и даже увеличение темпов роста рынка интернет-рекламы. «Считаем, что в 2013 году динамика рынка должна быть лучше. Нет причин для того, чтобы она была хуже. Наполненность рекламных площадок в Интернете высокая», - говорит Алексей Катков. 
Тэги:

Кол-во просмотров: 8189



Еще по теме

Сервисы доставки: новая нормальность

Сервисы доставки: новая нормальность

Что, кому, зачем и куда надо доставлять

Смотрите, кто пришел

Смотрите, кто пришел

Какие бренды любят россияне, и есть ли любовь в мире продаж

Парадоксы онлайн-торговли

Парадоксы онлайн-торговли

Чем экономные люди отличаются от расточительных

Открытый код

Открытый код

Независимое исследование показало, что «опросные фабрики» не подкладывают топор под компас

Каким должен быть эффективный слоган

Каким должен быть эффективный слоган

Реклама, содержащая слоган, способна существенно усиливать бренд