Величина объема рынка маркетинговых исследований сама по себе нужна немногим. Доля рынка подавляющего большинства исследовательских компаний в «федеральном масштабе» исчезающе мала, поэтому для них, т.е. для большинства имеет значение не столько показатель объема рынка, сколько динамика его изменения. Причем, в зависимости от того, в каких единицах (валюте) измеряется рынок выводы могут разниться от «все пропало, шеф» «рынок стагнирует, инвестиции крайне рискованны», до «рынок начинает расти, самое время вкладываться». Какая из них актуальна сегодня?
Вот уже около десяти лет каждый год в последних числах декабря ассоциация ОИРОМ на своем закрытом заседании оценивает объем российского рынка маркетинговых исследований. По рассказам, процедура оценки выглядит просто: участники, а это топ-менеджеры крупнейших исследовательских компаний, работающих в нашей стране, анонимно указывают свои объемы, а затем вводят поправочный коэффициент, учитывающий объемы отсутствующих. ОИРОМ оценивает объем рынка в долларах США, «рублевая оценка» в публичную зону попадает не всегда. Почему это происходит именно так – понятно, ведь владельцы большинства крупных исследовательских компаний, работающих в России, это глобальные компании. А мировая резервная валюта – доллар США.
Время от времени оценки рынка, сделанные ОИРОМ, подвергаются критике. Делаются альтернативные расчеты, смысл которых заключается в том, чтобы учесть сектора или отдельные компании, которые, по мнению критиков, остались не замеченными экспертами ОИРОМ. Не входя здесь в детальный анализ расхождений, отметим лишь, что точно определить границы рынка маркетинговых исследований всегда было нелегко, а с каждым годом все труднее. Появляются новые методы и новые компании, которые исследуют совершенно новые объекты. Показательный, но отнюдь не единственный пример – мониторинг и анализ высказываний пользователей в социальных сетях.
Однако при всей своей приблизительности оценок ОИРОМ альтернативы им пока нет. Можно один раз подсчитать объем рынка, но, когда надо проанализировать его динамику, необходимо использовать данные одного и того же измерителя. К тому же погрешности от «размытости границ» в этом случае нивелируются. О чем же говорят данные ОИРОМ?
Ниже представлены данные по величине рынка маркетинговых исследований, полученные ОИРОМ и опубликованные на сайте ассоциации. В случае отсутствия на сайте сведений за некоторые годы, мы использовали информацию ESOMAR касательно российского рынка, ее источником, как известно, были данные того же ОИРОМ.
Объем российского рынка маркетинговых исследований в период 2006 – 2016 гг., млн долларов США
Источник: данные ОИРОМ, расчеты Content Research
На графике хорошо видны кризисы 2008 и 2014 гг., причем, падение рынка в 2015 году могло бы быть еще больше – до $236 млн, если бы эксперты не скорректировали через год, т.е. в 2016 году, свой первоначальный результат до $265 млн, что объяснялось высокой волатильностью курса рубля.
При этом, рублевые оценки очень важны, ведь, живя в России, уплачивая налоги, аренду и зарплату в национальной валюте, мы не можем игнорировать ее курс. После перерасчета картина меняется кардинально, как это видно из приведенного ниже рисунка.
Динамику изменения средневзвешенного валютного курса мы учитывали, воспользовавшись калькулятором на сайте audit-it.ru. Отличие средневзвешенного курса от среднеарифметического в том, что в первом случае учитываются ежедневные изменения курса, а не только точки начала и конца анализируемого периода.
Объем российского рынка маркетинговых исследований в период 2006 – 2016 гг., млрд руб.
Источник: данные ОИРОМ, audit-it.ru, расчеты Content Research
Как легко видеть, пики и скачки пропали, сменившись стабильным подъемом. Однако, не только валютный курс влияет на покупательную способность денег, т.е. на их реальную стоимость – есть еще и инфляция. Для того, чтобы учесть ее, мы воспользовались данными сайта уровень-инфляции.рф.
Объем российского рынка маркетинговых исследований в период 2006 – 2016 гг. с учетом инфляции, млрд руб.
Источник: данные ОИРОМ, audit-it.ru, уровень-инфляции.рф, расчеты Content Research
Интересно, что оба кризиса – и 2008 года, и 2014 не слишком заметны, причем, после учета инфляции видно, что два кризиса по-разному влияли на рынок. Однако во всех случаях графики выглядят достаточно похожими. Чтобы «проявить тренд», перестроим данные – пусть это будет не объем, а темп роста/падения рынка, причем, сразу для всех трех описанных выше случаев.
Темп роста рынка российского рынка маркетинговых исследований в период 2006 – 2016 гг.
Источник: данные ОИРОМ, расчеты Content Research
На заключительном графике хорошо видно, что характер кризисов 2008 и 2014 – разный. В обоих случаях «проваливалась» валютная составляющая ввиду падения курса, однако в 2014 году это падение длилось дольше, причем рост рублевого рынка с учетом инфляции начался уже в 2015 году на фоне падающего валютного и, скорее всего, продолжится и в 2017. Кто может от этого выиграть, а кто "пропустит вес", конечно, может показать только дополнительный и весьма детальный анализ.
Инфографика: chartberry.com