Странным подарком отметил День работников рекламы рекрутинговый интернет-портал Superjob.
Кадровики, опросив по интернету соискателей работы, зарегистрировавших свои резюме в базе портала, выдали очередные «сногшибательные» цифры. На этот раз о влиянии рекламы на умы «россиян».
Не секрет, что журналисты любят хлёсткие, интригующие заголовки, ведь большинство людей чаще обращают внимание именно на них. Таков и заголовок публикации портала Newsru.com от 23 октября, написанной на основе данных опроса Superjob: «Россияне назвали самую запоминающуюся и самую раздражающую рекламу на ТВ».
Победителем «рейтинга» самой запомнившейся рекламы с «гигантскими» 3% назван ролик Кока-Колы. Авторы опроса утверждают, что «своей цели реклама достигает». Еще бы: аж 7% соискателей, попавших в базу резюме Superjob’а и принявших участие в онлайн-опросе, заявили, что купили под влиянием рекламы некие косметические и парфюмерные товары. Например, 53-летняя сиделка из Химок поделилась с рекрутёрами секретом о покупке крема для лица, а главбух из Щёлкова - о счастливом обладании «туалетной воды на распродаже»…
Но на самом-то деле, оказывается, что (цитата, выделено мной - ПЗ) «30% респондентов утверждают, что «ни один ролик не запомнился», да и вообще «реклама вызывает раздражение». А каждый третий (32%) «затруднился с ответом». То есть, большинство (62%) опрошенных Superjob’ом соискателей работы на вопрос « А какая реклама произвела на Вас наибольшее впечатление?» либо вежливо ушли от ответа, либо напрямую высказали свое «фе». Вот такая, по версии хедхантеров, эффективность рекламы у именинников. Как говорится, с праздничком!
Для того, чтобы придать своему творению наукообразный вид, авторы опроса придумали некую новую искусственную генеральную совокупность - «экономически активное население России». Но ведь на самом-то деле, за этим красивым названием скрывается лишь база резюме соискателей работы, зарегистрировавшихся на сайте Superjob. То есть, кто не зарегистрировался на сайте Superjob – тот экономически не активен? Или не живёт в России? На всякий случай, напомню, что даже интернетом в нашей стране пользуются далеко не все, а по разным оценкам 55-57% взрослого населения. И пусть никого не смущают декларируемые рекрутерами несколько миллионов имеющихся в их распоряжении резюме. От этого их выборка не станет репрезентативной для всех россиян. Я уж не говорю, что методика серьезного исследования эффективности рекламной кампании или отдельного рекламного материала существенным образом отличается от подделки под исследование. И результаты, соответственно.
Конечно, можно только удивляться смекалке портала кадровых вакансий. Приспособив свою базу резюме соискателей для экспресс-опросиков, рекрутёры не только пиарят сами себя в новостях, но и пытаются подзаработать на якобы «социологии». Трудно упрекнуть журналистов и сетевые СМИ в том, что они наивно клюют на экспресс-опросы, закамуфлированные под социологические исследования. Познания журналистов в «самой точной из неточных наук» могут быть весьма поверхностными. Их этому, скорее всего, не учили. Следовательно, ответственность за достоверность и корректность публикации лежит полностью на авторах опроса. Они наверняка понимают, что если правдиво заявить, что результаты опроса 1000 посетителей их сайта вот такие то. Но ведь это не будет новостью! И она не будет растиражирована в масс-медиа.
На мой взгляд, подобное «творчество» рекрутеров очень похоже на «соломенные опросы», о которых когда-то говорил Дж.Гэллап, а известный российский социолог Б.А.Грушин еще в далёком 1992 году писал: «…Основная масса новых субъектов демонстрирует тот же архаический менталитет: для успеха дела никакая серьёзная информация не нужна, а если и нужна, то, разумеется за бесценок, либо вовсе задаром… Проявление непрофессионализма …чаще всего в их обескураживающем невнимании к проблемам выборки – неумении правильно строить и оценивать её, добиваться её реализации в условиях «поля» и т.д… Получаемая без серьезной (а зачастую и вовсе без всякой!) выборки информация, в самом деле, не может вызывать ни малейшего доверия».
Интересно, где учились и кто учил этих «рекрутёров в социологии» или «социологов в рекрутменте»? Неужели им не стыдно за профанацию социологических опросов, этого сложного и ответственного ремесла? Неужели они не понимают, что своими публикациями псевдо-социологических опросиков они дискредитируют не только социологию, но и свою собственную профессию?
Кто-то возразит: мол, пусть развлекаются, как хотят! Но я думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Как говорил дедушка И.А Крылов: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Мне, к примеру, трудно представить, что в анкетах профессиональных социологических центров появятся списки вакансий и приглашения на работу в различные компании и предприятия. А что, очень удобно. И, может, я неправ критикуя профессионалов «охоты за головами»?
Приложение (дополнено нами - R&T):
Из анкеты опроса, проведенного Superjob.ru
Вопрос:
«23 октября – День работников рекламы. А какая реклама произвела на Вас наибольшее впечатление?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Ответы респондентов |
Все |
Coca-Cola |
3% |
Социальная реклама |
2% |
Банк Империал |
1% |
Останкинский мясоперерабатывающий комбинат: "Папа может!" |
1% |
МММ |
1% |
Веселая, смешная, с юмором |
1% |
Snickers |
1% |
Whiskas для котят |
1% |
Nike |
1% |
Ролики, рекламирующие товары для детей |
1% |
Mersedes |
1% |
Вся телевизионная реклама |
1% |
Красивая |
1% |
Нет такой рекламы / меня раздражает реклама |
30% |
Другое |
22% |
Затрудняюсь / не хочу отвечать |
32% |
Источник: Superjob.ru