Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Собери пазл

Собери пазл

Специализация, как универсальный тренд, начинает терять актуальность
Производители начинают все больше подстраиваться под конкретного потребителя, учитывая его индивидуальные особенности. Клавиатурой для блондинок уже никого не удивишь. Компании готовы производить косметику по индивидуальному заказу, основываясь на природных особенностях конкретного человека и подбирать пиво в зависимости от склада характера. Дифференциация и специализация, разделение всего на свете на более мелкие, дробные части, стало глобальным трендом. И, как водится, на действительно сильный тренд должен найтись антитренд, а, точнее, «реакция сопротивления тренду», по выражению Александра Новикова, генерального директора компании «Радость понимания». Эта реакция, по мнению исследователей, может стать новым трендом. Для подобных заявлений у них есть основания.
В начале 2010 года компании «Радость понимания» и Bojole Research завершили сбор данных по второй волне количественного этапа исследования «Глобальные тренды в России». Исследование было начато в марте 2009 года с качественного этапа, проведенного компанией «Радость понимания». «Задачей количественного этапа стала проверка и детализация результатов, полученных нашими коллегами, а, главное - выявление динамики их изменения, - говорит Александр Ломизов, директор по исследованиям Bojole Research. Первая волна количественного этапа, проводимого методом телефонных интервью по случайной выборке, завершилась в сентябре 2009 года, вторая - в феврале 2010 года. Всего было опрошено 2445 респондентов, проживающих в российских городах-миллионниках, включая Москву и Санкт-Петербург.
Дифференция и специализация общества – один из семи выявленных в ходе исследования универсальных трендов. Дифференциация проявляется в появлении новых профессий, утрате людьми простых навыков (письма от руки, устного счета), росте аутсорсинга и т.п. Впрочем, сравнение данных первой и второй волны показывает, что «антитренд не дремлет». Но обо всем по порядку.

Лишние люди

В последние годы появился ряд новых профессий. Например, event-менеджер, выгульщик собак, лайф-коучер, подружка невесты, оператор подъемного трапа, инспектор качества арахиса, тренер эквийоги (йога с лошадьми, согласно которой лошадь используется в качестве одухотворенного спортивного снаряда для растяжек), тренд-хантер  и т.п.
Степень востребованности обладателей таких профессий, зависит от необходимости выполнения предлагаемой функции для человека.  Однако сравнение данных, полученных исследователями из Bojole Research в 2009 и 2010 гг., показывает, что стандартные профессии в сфере обслуживания с приставкой «индивидуальный» в 2010 году постепенно теряют позиции. Так, например, доля женщин в возрасте от 35 до 39 лет, пользующихся услугами личного массажиста, сократилась за год практически в два раза, с 15% в 2009 г. до 8% - в 2010 г. Среди женщин чуть помоложе (30—34 года) на 7% стало меньше тех, кто обращается к индивидуальному косметологу( в 2009 году показатель составлял 17%). Вероятно, рецессия заставила людей по-другому взглянуть на сферу услуг. Вновь становятся востребованными универсальные навыки, так что профессия, скажем, личного охранника на пляже вряд ли станет массовой.

Утрата простых навыков

Быстро привыкнув пользоваться многочисленными и недорогими устройствами для решения простых и несложных, на первый взгляд, задач, люди начали терять простые навыки. Возьмем, например, устный счет. Исследования Bojole Research показали, что без помощи калькулятора решить арифметический пример уровня начальной школы типа 112+244, смогли далеко не все россияне - с ним не справились 27% респондентов. Количество людей, которые дали верный ответ, сократилось с 58% в 2009 г. до 54% – в 2010 г,  19% опрошенных честно затруднились с ответом.
Похожая ситуация и с навыками письма от руки. За последний год ситуация практически не изменилась: более, чем 60% респондентов удобнее печатать на компьютере, нежели писать от руки.  При этом, судя по результатам 2010 года, среди рабочих наблюдается тенденция к росту доли тех, кому удобнее печатать на компьютере ( 54% согласившихся с таким утверждением в 2010 г против 32% - в 2009), а специалистам, напротив, становится удобнее писать от руки ( 62% - в 2010 г. против 70% - в 2009 г.). Вероятно, в обществе начался обратный процесс - возвращение к тренировке простых навыков, причем, трендсеттерами в данном случае выступают именно те, кто в полной мере ощутил на себе прелести технического прогресса. 

Сделай сам?

Специализация всего и вся – благодатная почва для модели аутсорсинга. Ведение домашнего хозяйства – одна из областей, где еще совсем недавно востребованность услуг помощников - внешних компаний и частных лиц росла не по дням, а по часам. Это тренд, и он подтверждается данными исследователей. Как в 2009, так и в 2010 гг. около 20% респондентов, опрошенных Bojole Research, сказали, что с годами все меньше занимаются самостоятельной уборкой квартиры, соответственно эти задачи перекладываются на плечи клининговых компаний или частных домработниц. Закрепился на рыке и кейтеринг, ресторанное обслуживание на выезде. Услугами автомоек пользуются 60% автолюбителей. Правда, есть подвижки. Скажем, люди, работающие в офисе, все чаще начинают ремонтировать своего «железного коня» самостоятельного, не отдавая его (и немалые суммы денег) в руки профессионалов. Доля тех, кто предпочитает разобраться с поломкой самостоятельно, выросла за последний год с 41% до 54%. По всей видимости, материальные издержки, с которыми связан аутсорсинг, в условиях сокращения зарплат и уровня занятости стали статьей, на которой люди начали сэкономить. Впрочем, не все так просто. Татьяна Сотникова, представитель АвтоСпецЦентра сомневается в универсальности этого тренда. "В городах, где иномарки все увереннее вытесняют продукцию из Тольятти и отчасти Нижнего Новгорода, автовладельцы в подавляющем большинстве предпочитают пользоваться услугами специалистов, - считает она. - Починить своими силами современный автомобиль, напичканный различными электронными системами, сложными техническими агрегатами, бывает не под силу даже тем, кто всю жизнь работал автослесарем". Однако, когда речь идет о мелком ремонте, то тут, конечно, доля "самодеятельных ремонтников" высока, - соглашается Сотникова.  
При этом исследователи, в том числе западные, предсказывают, что потребители, снова почувствовавшие вкус домашней еды и убедившиеся, что домашняя окраска волос обходится в несколько раз дешевле, уже не захотят возвращаться в салоны, рестораны или будут делать это гораздо реже. И это – один из итогов кризиса.

Части тела

Косметология и, отчасти, медицина уже привили потребителям своих услуг знание о том, что каждая часть тела (от уха до пятки) требует к себе отдельного внимания, а значит специализированных именно для этой части тела процедур, средств по уходу и т.д. В частной медицинской практике появились, например, врачи по ногам, а витамины выпускаются специально для волос и ногтей, глаз и т.д. Однако, на этот, казалось бы, прочно закрепившийся тренд появилась реакция сопротивления. Качественные исследования компании «Радость понимания» показывают, что подобная специализация стимулирует людей все чаще обращаться к духовно-телесным практикам, нетрадиционной медицине, где тело рассматривается как единое целое.

Специализированная география

У любого государства есть столица. В ней находятся органы государственного управления, это общепризнанный центр страны. Но с точки зрения обычного человека мир куда более многополярен, причем число «центров притяжения» только растет. Скажем, в туристическом бизнесе прочно закрепились самые известные маршруты в своих нишах: если сноубординг, то Эльбрус , духовное возрождение - Индия, Тибет , отдых за границей на пляже – Турция, Египет, "культурный отдых" - европейские города. Эти примеры тоже можно назвать своего рода географической дифференциацией, где у каждого места есть свое, уже закрепившееся за ним, предназначение.
Собственным «лица не общим выраженьем» обладают не только страны, но и регионы внутри одной страны, происходит децентрализация. И этот процесс нарастает. По мнению специалистов «Радости понимания», превращение созданных в регионах брендов в федеральные – еще одна яркая иллюстрация этого тренда. Россияне стали меньше оглядываться на Москву, как на центр экономической жизни. Более того, часто столичные компании выпускают бренды, например, «Простоквашино», внешний вид которых имитирует региональное происхождение.
И такое положение вещей, в конечном итоге, выгодно всем. Проявление индивидуальных особенностей регионов играет на руку глобализации - ведь каждая часть, выполняя отдельно взятую функцию, входит в состав целого, которое в результате становится ярче, больше, богаче.
Тэги:

Кол-во просмотров: 7474



Еще по теме

Сервисы доставки: новая нормальность

Сервисы доставки: новая нормальность

Что, кому, зачем и куда надо доставлять

Чуткость как элемент «новой нормальности»

Чуткость как элемент «новой нормальности»

Отсутствие социальной активности бренда не означает отказа от покупки

Учиться, учиться и работать

Учиться, учиться и работать

Какими приложениями будут пользоваться в 2021 году

Любителей ужасов ковидом не испугать 

Любителей ужасов ковидом не испугать 

Когда зрители вернутся в кинотеатры

Чем сердце успокоится

Чем сердце успокоится

Как изменилось потребительское поведение любителей движения за время самоизоляции