В какой степени технический прогресс изменяет общественные ценности? Наступление «цифровой эры» перевело этот вопрос из разряда «вечных» в категорию «насущных». Попробуем разобраться, используя опыт тех, кто в силу профессиональных обязанностей ежедневно сталкивается с цифровым миром. Насколько радикально новая техника меняет коммуникации между людьми, причем, не в количественном, а качественном отношении? На вопросы R&T отвечает Оксана Дикарева, Senior Digital Reseacher стратегического департамента BBDO Moscow.
R&T. Какой информации люди доверяют в большей степени? Изменился ли их выбор в последние 2 – 3 года?
Оксана Дикарева. Вообще говоря, интернет-среда, она, скорее, не про доверие, она про внимание. Владельцы площадок стараются удержать пользователя на площадке любой ценой. Но при вариативности каналов и возможных онлайн активностей эта цена не всегда оправдана. Мысли человека рассредоточены по потоку сообщений, и, часто, человек, проведя в онлайне несколько часов кряду и получив сотни мимолетных впечатлений, не помнит из увиденного и прочитанного практически ничего. Для примера: средний американец сегодня видит 3800 рекламных сообщений в день. Исследователи подсчитали, что внимание пользователя истощается примерно на сороковом.
R&T. Повышение интерактивности привело к увеличению звеньев в информационных цепочках. Можно ли говорить, что при этом значительно вырос «эффект испорченного телефона», т.е. информация стала больше искажаться при передаче?
О.Д. И да и нет. С одной стороны при передаче информация, конечно же, может меняться и часто меняется. Но с другой, в отличие от других медиа, в виртуальной среде есть поисковики и первоисточник можно найти моментально.
R&T. Рост числа информационных каналов приводит к клаттеру. Каким образом люди защищаются от него?
О.Д. Как поется в одной песенке из хорошего рекламного ролика, Privacy is a new luxury. Стиль жизни «старого доброго оффлайна» становится новой ценностью. Мы недавно проводили небольшое исследование о медиапотреблении юного поколения, и с удивлением выяснили, что, например, шестнадцатилетние, «подсажены на Интернет» в гораздо меньшей степени, чем предыдущее поколение. Но вообще желание перестать круглосуточно быть доступным по всем каналам связи - совершенно вневозрастное.
Вместе с тем, решиться хотя бы на время «уйти со связи» недостаточно, ведь внутренняя интеллектуальная деятельность человека тоже стала потоковой и неконтролируемой. Психологи хором говорят о тотальном синдроме рассеянного внимания. У человечества постепенно атрофируется навык концентрации и совершенно, естественно, что часть индивидов пытаются этому противостоять всеми доступными им способами. В этом контексте популярность йоги, каллиграфии или боевых искусств сегодня не случайна - люди пытаются оздоровить свое сознание
R&T. Можно ли говорить, что упрощение связей между людьми приводит к «упорядочиванию хаоса»? Возникают даже новые бизнес-модели типа краудсорсинга. Насколько они живучи?
О.Д. На мой взгляд, краудсорсинг, дает нам невиданные доселе возможности в области массовых инноваций. Взаимосотрудничество людей – это ровно то, зачем и был в свое время придуман Web. Вероятно, это прозвучит громко, но Интернет – единственная по-настоящему демократическая среда, где каждый имеет шанс быть услышанным. Это та самая свобода, где все независимо от достатка и положения обладают совершенно равными правами обмениваться знаниями, делиться идеями и объединять людей вокруг совершенно прекрасных и жизненно важных вещей. Впервые у человечества появился шанс сделать что-то действительно совместно. У основателя LookAtMe Васи Эсманова есть любопытная теория о том, у людей старше 22 лет в нашей стране оказалась потеряна очень важная часть сознания, которая только-только начинает появляться у очень молодых. И важная часть этого сознания – это радость коллективных вещей
R&T. Еще одно следствие из упрощения коммуникаций между людьми – возникновения «цепной реакции» или «письма счастья», когда каждый человек рассылает ссылку нескольким своим знакомым, те – своим и т.д. В рекламе это известно, как «вирусный эффект». Но действительно ли он так значим, как о нем говорят? Действительно ли многие люди склонны делиться информацией? Изменилось ли это их свойство в последние 2 – 3 года?
О.Д. Вирусный эффект, безусловно, значим. Сеть – это, прежде всего, общественное пространство, и большинство людей приходят туда, чтобы взаимодействовать, прикоснуться к коллективному опыту. Им важно участвовать, сотрудничать, общаться, делиться. Но для того, чтобы заслужить внимание других людей, пользователю необходимо совершить какое-либо действие. Однако самостоятельно создавать контент, а тем более, делать это регулярно, способны менее четверти жителей Сети, в то время как внимание и одобрение необходимо всем. Выход напрашивается сам собой: надо не столько создавать контент, сколько делиться с друзьями лучшим из уже созданного. Для этого сегодня где можно и нельзя стоит кнопка share. И что любопытно: чем больше человек проводит времени онлайн, чем больше его интернет-стаж, тем большую ценность он Сети приносит, тем весомее его потребительский опыт. Такие «опытные пользователи» - становятся общественной ценностью, мы ориентируемся на них в своих работах. В итоге, становится возможным создавать рекламные кампании, где «добровольная» аудитория зримо превышает «медийную». И такими работами реально можно гордиться.