Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Открытые ответы

Открытые ответы

В каких ситуациях телефонный опрос не может заменить личное интервью

Группа российских социологов, за которыми – по их словам – не стоят ничьи корпоративные интересы, незадолго до президентских выборов провела независимый электоральный опрос. Проект, получивший название, «Открытое мнение» (далее, ОМ), получил большой общественный резонанс. Это неудивительно, поскольку одной из важнейших целей проекта была, по сути, проверка надежности данных «опросных фабрик» - ВЦИОМа, ФОМа, Левада-центра или, если откровенно, их возможной аффилированности.

Правда, в ажиотаже предвыборной борьбы и последовавшего за ним пятидневного «режима молчания» о результатах ОМ можно было судить лишь качественно. «Сходимость приличная», - вот и все, что можно было сказать после беглого сравнения результатов ОМ и «официальных данных». Кстати, и те, и другие результаты неплохо совпали с итогами самих выборов, подтвердив тем самым корректность социологического прогнозирования даже в нынешних условиях недоверия «всех ко всем».  
Теперь настало время для спокойного и подробного анализа. Дарья Мальцева и Людмила Шубина из ЦИРКОНа сопоставили данные, полученные в проекте «Открытое мнение», с аналогичными результатами опросов ВЦИОМа, ФОМа и Левада-центра. Понятно, что на этом этапе нас уже не будут удовлетворять полярные формулировки типа: «аффилированы опросы или нет». Речь идет, скорее о методических деталях, нюансах в формулировании вопросов и – самое главное – в методике проведения опросов. Ведь в ОМ проводили не надомные интервью, а опрос по телефону. Насколько значимы эти различия? В каких именно вопросах проявилась сенситивность темы и проявилась ли? Вот основные вопросы, которые сегодня вышли на первый план.
Если говорить в целом, в какой мере Вас устраивает сейчас жизнь, которую Вы ведете?
Как выяснилось, большой разницы в том, задавать ли этот вопрос лично или по телефону – нет. Некоторое различие заметно в большей поляризации мнений при ответах по телефону. Видимо, под взглядом интервьюера респонденты как-то «замирают», стараются отвечать более уклончиво. В самом деле, лишь 24% ответили по телефону, что их жизнь «отчасти устраивает, отчасти нет» и 38% дали такой же же ответ в личном интервью.
В ЦИРКОНе считают, что сдвиг в верхнюю, позитивную часть шкалы в телефонном опросе (весьма небольшой – R&T) может иметь методическую природу за счет того, что «телефонизированные респонденты» более адаптированы к жизни. По-нашему мнению, это достаточно неочевидное утверждение, учитывая небольшую величину сдвига и широкое распространение стационарной и мобильной связи в нашей стране. Вот если бы дело было лет 15 назад, и речь шла об опросах по мобильным телефонам, тогда да…
Участвовать или не участвовать в акциях протеста?
Ответы на подобные вопросы зависят не столько от формы интервью, сколько от формулировок вопросов, которые в разных опросах несколько различались. 
Как легко видеть, люди весьма тонко чувствуют различия в степени личного вовлечения. В итоге, разница между «Испытывать недовольство» и «принять участие в акциях протеста» измеряется не в процентах, а десятках процентов.

Жесткость ведения интервью, постановка вопросов, предполагающих конкретный ответ, приводит к тому, что доля «затрудняющихся ответить» падает, как это следует из нижеследующей таблицы. Структура же ответов, их распределение снова не зависит от формы интервью. 

Впрочем, можно предположить, что будучи поставлены перед необходимостью «назвать имя» люди на самом деле говорили не то, что думали.  Так ли это? Каковы были реальные результаты?

Согласно официальным данным, структура фракционного состава Государственной Думы 6 созыва такова: фракция «Единой России» составляет 52,88%, КПРФ – 20,44%, «Справедливой России» - 14,22% и ЛДПР – 12,44. Совокупная доля «Яблока», «Правого дела» и «Патриотов России» составила около 5%. Правда, это доли среди "проголосовавших". С учетом того, что явка составила 60,2%, реальные доли каждой партии среди всех избирателей будут меньше (читатель может легко рассчитать их самостоятельно). Конечно, нельзя исключить фальсификации при проведении выборов. Однако при всем том, очевидно: в целом, данные опросов соответствуют реальности, люди говорят правду. Но при этом по телефону стесняются больше.  
Следующий вопрос – о доверии премьер-министру В.В. Путину – и снова тот же вывод. При близких формулировках в разных анкетах ответы очень близки, однако «отказников» по телефону больше.
Судя по всему, определившиеся в своих предпочтениях к моменту опроса, высказываются достаточно откровенно вне связи с формой интервью. А вот с «болотом», похоже, проблемы, причем, они  тем больше, чем дальше находится респондент от интервьюера. В этом смысле «телефонники» дают более размытую информацию, чем «квартирники». Подчеркнем еще раз: это касается только части респондентов с «размытой ориентацией».   

Единственная тема опроса «Открытого мнения», не связанная с политикой и не относящаяся к числу сенситивных, касалась Интернета. Тем не менее, данные разошлись. Почему?  

Как легко видеть, в случае с уровнем проникновения и частоты использования Интернета  небольшое смещение есть. Владельцы телефонов пользуются Интернетом чаще. Скорее всего, это связано с более простым доступом к Всемирной паутине. Техническая возможность подключения Интернета через телефонный провод реализуется сегодня Ростелекомом достаточно просто даже в удаленных регионах. А если телефона нет, то остается только модем, что часто дороже, да связь менее стабильна.
А вот вопрос о социальных сетях, похоже, лучше по телефону не задавать: результаты местами расходятся весьма существенно (см. таблицу). 
С арифметической точки зрения разница в полученных данных объясняется просто. В ходе телефонного опроса доля «затруднившихся» существенно больше, что и дает некоторый перекос с т.ч. при расчете доли лидеров. Почему же люди по телефону не хотят говорить о том, какие сети они посещают? Ответ находится в середине правой части таблицы. В телефонном опросе в разряд «другие» попало вдвое меньше людей. Респонденты плохо знают названия не самых крупных сетей, нужна подсказка. Да и само понятие «социальная сеть» достаточно размыто. Можно ли считать соцсетью Мамбу? Большой вопрос, кстати.  
И ведь таких «маргиналов» совсем не так мало: совокупная доля тех, кто пользуется Я.Ру, LI, Blog.ru и т.д. составляет 45%, т.е. почти половина. Да и маргиналы ли они в таком случае? Конечно, общая сумма может быть выше 100% за счет опции «несколько ответов», но доля все равно остается значительной. 
Тэги:

Кол-во просмотров: 6592



Еще по теме

Полет нормальный

Полет нормальный

Сохранит ли бренд «Аэрофлот» лидирующие позиции в рейтинге проекта «Любимые бренды россиян»

Категория сладкой газировки: борьба в двух уровнях

Категория сладкой газировки: борьба в двух уровнях

Лидер имеет все шансы удержать свои позиции, но изменения в верхней части рейтинга весьма вероятны

Говорите громче

Говорите громче

Останется ли «Агуша» любимым брендом детского питания в 2018 году

В поисках глубинных инсайтов

В поисках глубинных инсайтов

Божественная комедия в контексте маркетинговых исследований

Культура и жизнь

Культура и жизнь

Кто ходит в музеи, и что им нравится