Всемирный экономический форум в Давосе, начавшийся 27 января, оживил активность исследователей относительно перспектив восстановления экономики. Компания PricewaterhouseCoopers выпустила отчет 13-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира. Компания Nielsen опубликовала данные глобального исследования индекса потребительского доверия. Результаты говорят о растущем оптимизме, как бизнеса, так и потребителей. Однако есть ли повод для хорошего настроения?
90% представителей бизнес-элиты, по данным PwC, полагают, что в ближайшие три года будет происходить экономический рост. Из них 81% уверены, что доходы их компаний вырастут уже в ближайшие 12 месяцев. В России на это надеются 76% топ-менеджеров. Оставшиеся 23% российских респондентов, напротив, не ожидают экономического роста.
Однако своя рубашка ближе к телу. Экономическую обстановку в стране в ближайшей перспективе бизнесмены не оценивают так высоко, как благополучие собственной компании. Только 50% россиян, возглавляющих крупный бизнес, убеждены в экономическом подъеме России в наступившем году (30% — в 1-й половине и 20% — во 2-й половине 2010 г.). Видимо, постоянная забота о собственном деле заставляет людей ожидать от него больших успехов, чем от экономики в целом. Насколько эти надежды отражают реальное положение дел?
«Беспокойство и страх в отношении глобального экономического кризиса снизились, и руководители компаний с оптимизмом говорят о перспективах развития, — отмечает Дэннис М. Нэлли, президент сети фирм PricewaterhouseCoopers. — Однако уверенность руководителей компаний проходит испытание на прочность, так как процесс восстановления экономики идет медленно, а последствия резкого сокращения затрат и других мер, которые приходилось принимать, чтобы пережить кризис, нередко весьма тяжелы».
Малый и средний бизнес (МСБ) также смотрит в будущее с оптимизмом. Согласно последней волне исследования «Траст Индекс МСБ», которое проводит банк "Траст" совместно с холдингом «РОМИР», в ноябре 2009 г. российские предприниматели оценивали свое текущее состояние существенно более позитивно, чем во время предыдущего замера в августе того же года (60 и 39 пунктов, соответственно, максимальный показатель - 200). Но все же доля оптимистов, по-прежнему, меньше доли тех, кто оценивают ситуацию негативно. Тем не менее, предприниматели верят в светлое будущее. Положительную оценку перспектив развития экономики они дают в 1,8 раза чаще, чем текущему состоянию бизнеса.
Настроение у потребителей улучшается не так быстро, как у топ-менеджеров. Как выяснили в Nielsen, в декабре 2009 г. индекс потребительского доверия в России составил 86 пунктов, что всего на один пункт больше, чем в октябре, и на четыре – чем в июне 2009 г. Изменения такого рода - это, скорее, коррекция предыдущего падения показателя, чем начало его роста. Среди стран БРИК Россия заметно выделяется по уровню депрессивности своего рынка. 82% опрошенных россиян (данные Nielsen) считают, что страна находится в зоне рецессии, почти три четверти все еще невысоко оценивают свои перспективы трудоустройства в ближайшие месяцы. Об этом же говорит и государственная статистика. По данным Росстата, общая численность безработных в России к декабрю 2009 года увеличилась за месяц на 42 тыс. человек и составила 6,173 млн. человек. Рост числа безработных происходит третий месяц подряд после семимесячного снижения.
Индекс потребительского доверия в России 2005-2009 г.
Источник: Nielsen
А вот в Азии жители настроены иначе. По данным Nielsen (IV квартал 2009 г.), восемь из первой десятки стран по уровню потребительского доверия находятся Азиатско-Тихоокеанском регионе. Первые строчки этого рэнкинга занимают Индонезия и Индия. Китай лидирует по планируемым частным инвестициям (57% респондентов сообщили, что планируют потратить свободные средства на покупку акций и вложения в инвестиционные фонды). О состоянии экономики Индии, Бразилии и Китая свидетельствует и отношение к ним на форуме в Давосе. В отличие от России, эти страны станут одними из самых обсуждаемых с точки зрения перспектив рынков.
“ Если в азиатских рынках потребители уже начали распускать пояса, то в России, а также во многих странах со зрелой экономикой, медленный рост потребительского доверия еще не траслировался в широкую готовность тратить”, - комментирует Ольга Белова, Директор отдела потребительских исследований «Nielsen Россия».
Судя по всему, люди интуитивно верно чувствуют конъюнктуру. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, лидером мирового роста будет Китай, экономика которого в 2010 году вырастет на 10%, а в 2011 году — на 9,7%. На втором месте Индия с показателями роста 7,7% и 7,8% соответственно. Прогноз МВФ относительно России куда менее оптимистичен - рост на 3,6% в 2010, а в 2011 и того меньше – 3,4%.