10 сентября 2012 года РАЭК презентовал первое в своем роде исследование «Экономика Рунета 2011 – 2012», проведенного совместно с ГУ-ВШЭ. Его основными результатами стали формулирование основных тенденция развития интернет-экономики, разработка базовых рекомендаций по ее развитию, как для бизнеса, так и органов государственной власти. Кроме того, важным результатом исследования стало определение структуры интернет-экономики, т.е. выделение основных рынков и т.н. «интернет-зависимых рынков». Правда, четкого определения последних исследователи не дали. Зато они не только вычислили объем основных рынков Рунета в 2011 году, темп их роста по отношению к 2010 году, но и дали прогноз на 2012 год. Здесь интересующиеся могут скачать полную (на дату публикации) версию отчета, а «облегченная версия» ниже:
Источник: РАЭК, ГУ ВШЭ
Отчет об исследовании прекрасно структурирован, информация по каждому из рынков включает в себя: описание общего состояния, внешних факторов, конкурентных сил и точек роста (последние для нескольких рынков не приводятся).
По словам Сергея Плуготаренко, директора РАЭК общая стоимость исследования могла бы составить 7 – 10 млн рублей. Во всяком случае столько запрашивали известные исследовательские компании, которым были разосланы соответствующие предложения. Однако заказ никто из них не получил и не только из-за «хорошего аппетита». Плуготаренко назвал две причины, по которым эксперты РАЭК выполняли исследование, кооперируясь с командой преподавателей и студентов ГУ ВШЭ.
Во-первых, время. Профессиональные исследователи просили год, что заказчик посчитал непремлемо большим сроком: спустя год оценки весьма динамичных интернет-рынков могут безнадежно устареть.
Во-вторых, конфиденциальность. Говорят, что «в Интернете можно измерить все». Нет, не все. Например, очень трудно измерить обороты интернет-компаний. Во всяком случае, это трудно сделать «на добровольных началах». Другими словами, профессиональным ресечерам нужна была полная открытость финансовой информации (а как иначе считать объемы рынков?), в то время, как ожидать ее от интернетчиков было очевидной утопией.
В итоге, решили положиться на «безграничные возможности человеческого мозга», т.е. в несколько этапов опросить экспертов. В этом есть сразу несколько плюсов. Например, может сыграть свою роль «близость к народу» организаторов исследования. В отличие от интервьюеров крупных исследовательских компаний им не надо было долго добиваться встречи с тем или иным экспертов и тратиться на дорогой (а как же иначе!) подарок. К тому же эксперты по Интернету – это те самые персонажи, которые выступают на многочисленных мероприятиях, организуемых РАЭК. И разговор «со своими», конечно, может быть гораздо более доверительным, чем с незнакомым интервьером.
С выбором экспертов тоже поступили неформально. Достаточно внимательно посмотреть на список опрошенных (он есть в отчете), чтобы убедиться: выбирали людей, а не компании. Например, в компании Яндекс нам подтвердили, что приглашений для участия в этом исследовании к ним не поступало, при этом на странице отчета, посвященной контекстной рекламе, дает комментарии директор по маркетингу сервисов Яндекса Андрей Себрант, а в списке экспертов есть Наталья Хайкина из Яндекс.Деньги.
Подход, с помощью которого исследователи обошли трудности с конфиденциальностью информации, вытекающей из нее возможностью «двойного счета», а также сроками и бюджетом исследования, напоминает действия ученых, занимающихся молекулярной физикой. Вместо того, чтобы вычислять траектории бесчисленных молекул (в нашем случае – обороты «бесчисленных» игроков рынка), они измеряют температуру, т.е. некий результирующий параметр, на который опосредованно влияют те самые траектории. И это, как известно, работает.
Погрешность измерений Сергей Давыдов, доцент ГУ ВШЭ, руководивший проектом со стороны учебного заведения, весьма оптимистично оценивает в 10%. Впрочем, пока сравнивать не с чем. У организаторов исследования есть намерение сделать его ежегодным, однако методику обещают уточнить, так что сравнивать будет непросто